Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 11 Geg 2024 22:48

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
 Pranešimo tema: Baltarusija ir Europa
StandartinėParašytas: 02 Vas 2012 17:55 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27143
Miestas: Ignalina
Конец "европейской идеи" в Беларуси?


http://ru.delfi.lt/opinions/comments/ko ... d=55004905

Алексей Браточкин,
Новая Эўропа
четверг, 2 февраля 2012 г. 14:57

     На фоне резкого ухудшения отношений с Европейским союзом после событий 19 декабря 2010 года и интенсивного продвижения проектов экономической и иной интеграции с Россией возникает ощущение, что мы имеем дело с окончательным завершением проекта "европеизации" Беларуси. Насколько это ощущение соответствует действительности?

      От 1990-х к 2000-м гг.: иллюзии по поводу «Европы» в Беларуси сменяются на потребление «Европы»

      Для ответа на этот вопрос необходимо попытаться реконструировать историю «европейской идеи» в Беларуси, начиная с момента обретения страной независимости в 1991 году.

      В начале 1990-х гг. «европейская идея» в Беларуси рассматривалась с двух точек зрения.

      Во-первых, «образ Европы» был образом внешнего мира, в котором нет всех тех негативных черт, которые можно было обнаружить в собственной, бывшей «советской» действительности.

      Во-вторых, в истории и культуре Беларуси внезапно обнаружились «институциональные формы», имеющие отношение к общеевропейской истории и культуре: христианство в его православной, католической и иных версиях, Магдебургское право, элементы Реформации, Возрождения и так далее. То есть вся та традиция, которая, как считали, была внезапно «прервана», когда белорусские земли присоединили к Российской империи, и позже, когда Беларусь существовала уже в качестве административной единицы в составе «советского проекта». Это «европейское» историко-культурное наследие стали актуализировать, надеясь вписать белорусов в европейский контекст.

       Первая половина 1990-х гг. была периодом разного рода иллюзий, заключавшихся в том, что рефлексия по поводу образа «Европы» и «Беларуси в Европе» была обусловлена (и ограничена) кризисным состоянием самого белорусского общества и надеждами на скорое избавление от этого состояния, в том числе и при помощи вхождения в «Европу».

       В середине 90-х, после прихода к власти Лукашенко, стало понятным, что «европейская идея» в Беларуси слаба и мало укоренена (не в прошлом, а в настоящем).

       Геополитическая ситуация вместе с другими факторами, в том числе и собственной историей Беларуси за последние два века, «задает» другой вектор – пророссийский. Эта ориентация на Россию была избрана именно тогда, когда в самой Европе сумели, наконец, подписав в 1992 г. Маастрихтский договор, политически реализовать идею европейской интеграции, превратив «экономическое объединение» европейских стран в нечто большее – политическое сообщество, основанное, в том числе, на идее демократических ценностей.

       Вторая половина 1990-х и начало 2000- х гг. были периодом параллельной эволюции идеи европейской интеграции внутри самой Европы и эволюции «пророссийского» вектора внутри Беларуси.

       Внутри Европы успешный ход политической и экономической интеграции натолкнулся на препятствие в виде «культурных факторов»: внутренние проблемы стран ЕС, ставшие очевидными в ходе интеграции, получили свое выражение в виде роста «локального сепаратизма», обращения к национализму и так далее. Возникла необходимость в том, чтобы оформить политическое и экономическое единство в качестве «единства культурного», но основанного не на унификации, а на разнообразии, мультикультурализме.

        Можно по-разному относиться к идее мультикультурализма, но эта идея являлась очевидно демократической: речь шла об учете интересов всех, а не о навязывании какой-то одной модели общеевропейской идентичности всем жителям ЕС.

        Внутри же Беларуси в это время, во-первых, произошло укрепление авторитарного режима, а во-вторых, «пророссийский» вектор утратил первоначальное содержание: речь шла уже не о тесном союзе России и Беларуси, в духе советской «дружбы народов», а о таком «потреблении» России, ее экономических ресурсов, которое бы позволило сохранить власть внутри Беларуси тем, кто ее получил в середине 90-х гг.

       Параллельно с этим «потреблением» России возникает и феномен «потребления» Европы. Образ Европы, хотя и стал менее иллюзорным (в силу понимания различия в экономическом и политическом устройстве между странами ЕС и Беларуси), но сохранил свою привлекательность.

        Власть начала утверждать, что в Беларуси всё теперь делается так, как в Европе, – «те же дороги, магазины», но отрицала европейские демократические ценности.

        Внутри белорусского общества также произошли изменения. По данным социологических опросов, выделяется группа людей, ориентированных на «европейские ценности», – «белорусских европейцев». Структура ценностей этой группы включала в себя и то, о чем говорила власть, то есть стремление к «европейскому уровню» потребления товаров и услуг, и то, что власть отрицала, – стремление видеть в Беларуси демократические институты, «такие, как в Европе».

        Правда, трудно сказать, в какой пропорции эти две составляющие сочетаются между собой. Но можно предположить, что начав потреблять «по-европейски», многие белорусы столкнулись с тем, что их возможности и желания не могут быть реализованы в силу отсутствия второй составляющей – демократических институтов. Также стоит отметить, что в белорусском обществе начали размножаться разные «образы Европы» – от «либеральной Европы» до «консервативной», «без мусульман», «без лесбиянок и гомосексуалистов» и так далее.

        Иными словами, к середине 2000-х гг. «европейская идея» начала действительно укореняться в белорусской действительности.

        Но при этом возникли два варианта «европейской идеи»: одна, вполне определенная, в трактовке власти, вторая – не консолидированная, в трактовке общества.

        Речь также не идет о том, что мы в Беларуси видим конфликт между антиевропейской властью и проевропейски настроенным обществом. Скорее белорусское общество очень интересно структурировано полемикой на европейскую тему: власть, в своей политике отрицания демократических ценностей, может опираться не только на прямых противников «европейской идеи», но и на тех ее сторонников, которые выбирают «образ Европы», максимально лишенный демократических примет, консервативный и традиционный.

       Вторая половина 2000-х: «европейская идея» как проблема ценностного выбора

       Сегодня разговор о «европейской идее» в Беларуси подошел к определенной точке, к тому, что можно обозначить в качестве ценностного выбора. «Образ Европы» переживается его противниками и сторонниками уже не с точки зрения потребления (хотя и это важно), но с точки зрения спора о ценностях. Противники «европейской идеи» мало критикуют потребление, они критикуют «двойные стандарты» Европы или ее «либеральные ценности», а сторонники «европейской идеи» указывают на то, что потребление «по-европейски» – это еще далеко не всё, что нужно белорусам, но при этом не всегда отдают себе отчет в том, о каких именно ценностях идет речь.

        Сама белорусская политическая действительность также оказалась в «новой» точке: иллюзии по поводу «либерализации» политического режима исчезли, и обнажилась проблема «демократических ценностей», не замаскированная больше иллюзией экономической «стабильности».

        Вся эта ситуация «проблемы с выбором ценностей» развивается на фоне того кризиса, который мы наблюдаем внутри ЕС.

        Некоторые рассматривают этот кризис как кризис «экономический», но, на наш взгляд, он имеет также ценностное измерение.

        События в Греции, например, показывают не столько «экономическую несостоятельность» этой страны, сколько специфику функционирования институтов рыночной экономики в рамках сложившейся в Греции «культурной традиции»: проблемы с демократическими институтами, специфика отношения к тому, что есть «справедливость» в распределении экономических ресурсов и так далее. Эта «культурная традиция» Греции столкнулась с иными формами «культуры», появление которых было связано с включением Греции в процесс европейской интеграции. И сегодняшний «кризис Европы», на примере греческого, является в значительной степени проявлением процесса согласования ценностей между странами ЕС, в результате которого европейское единство должно получить новое содержание.

       Не «конец европейской идеи», а начало попыток ее реализации

        В Беларуси же чаще всего этот «кризис Европы» рассматривают не как трансформацию, результат которой пока не известен, а как крах «европейского проекта». На фоне этого условного «краха» начинает пропагандироваться и осуществляться идея интеграции в рамках ЕврАзЭС. А она, в свою очередь, как и любые телодвижения власти в сторону России, подальше от Европы, вызывает ощущение исчерпанности идеи «европеизации» Беларуси.

        Однако это совершенно преждевременное ощущение, потому что, как было показано выше, «европейская идея» в Беларуси из «историко-культурной» превратилась в актуальную: она, по сравнению с началом 1990-х гг., присутствует теперь не только в качестве историко-культурного наследия, но в и качестве того, что становится частью политических, интеллектуальных, повседневных и иных практик в белорусском обществе. Эта идея сегодня формулируется с гораздо меньшим количеством иллюзий, чем раньше, и она начинает становиться инструментальной: ее действительно начали анализировать и пытаться применять в таком виде к белорусской реальности.

        Кроме того, сегодня речь идет еще и о том, что в белорусском контексте постепенно появилось понимание: «Европа» может остаться недосягаемой целью еще очень долгое время, а вот ряд ценностей, реализованных в Европе, максимально желанен в белорусском контексте, независимо от того, как будет развиваться процесс «европеизации» Беларуси в его политическом и экономическом измерениях. И к этим ценностям относятся, прежде всего, те, что связаны с функционированием демократических институтов в Беларуси, а не только ценности потребления.

         Иными словами, мы можем стать свидетелями того, как в белорусском контексте произойдет соединение двух измерений «европейской идеи»: потребительского и демократического.

          И, возможно, появятся политические и иные силы и группы, которые будут продвигать в Беларуси новую «идеологию», основанную на таком сочетании. При условии, что будет достигнуто согласие на предмет того, что именно эти ценности надо продвигать, и если в самом обществе возникнет идея такого согласия.

         Есть ли альтернатива «европеизации» Беларуси сегодня?

         Такой оптимистический прогноз может вызвать усмешку, но он выглядит довольно реалистичным, если представить, хотя бы примерно, как может развиваться дальше альтернативная «европеизации» Беларуси идея интеграции в рамках ЕврАзЭС. Это объединение планируется как объединение «экономическое» с возможной перспективой на политическое сообщество, «как в Европе». Важный момент, однако, заключается в том, что это будущее политическое сообщество будет «союзом авторитаризмов», поскольку объединяются страны, в которых действуют авторитарные режимы.

        Россия, являющаяся сегодня главным «двигателем» этого объединения, не может решить ряд проблем, которые так или иначе будут экстраполированы и на возникающее объединение. Одна из этих проблем – проблема «мультикультурализма» уже внутри самой России. В России пытаются создать сегодня определенную модель «российской идентичности», включающей в себя этническое и религиозное разнообразие, характерное для этой страны, но делают это довольно специфическими методами (стоит вспомнить хотя бы войну в Чечне).

         На фоне прошедших недавно в России демократических протестов мало кто обращает внимание на то, что внутри России набирает силу и «русский национализм», который пока не развернулся на полную мощь. А теперь представим, что благодаря ЕврАзЭС эти проблемы мультиплицируются, так как границы станут прозрачными, и трудовая эмиграция будет происходить не из России в Беларусь, или из России в Казахстан, а скорее наоборот.

         А кроме этих проблем с «гастарбайтерами» появятся и новые проблемы, связанные с трансформацией ЕврАзЭС из экономического сообщества в политическое и поиском общей для ЕврАзЭС «идентичности».

         Как будут решаться эти проблемы?

         В ЕС подобные проблемы решаются сегодня демократическим путем, а в ЕврАзЭС они будут решаться при помощи «авторитарных методов», например, путем максимального продвижения «русской культуры» или чего-то подобного.

        Все те, кто сейчас говорят о том, что Беларусь получит экономическую выгоду от вступления в ЕврАзЭС, убирают из своего анализа проблему ценностей, проблему идентичности, не понимая, насколько важно не упускать из вида этот аспект (об этом говорит опыт объединенной Европы, которую так не любят сторонники ЕврАзЭС).

        Таким образом, проект интеграции Беларуси в ЕврАзЭС, хотя и отдаляет нас от объединенной Европы в геополитическом смысле, но оставляет нерешенной проблему ценностей и проблему демократического выбора внутри Беларуси. В этом смысле то, что сейчас происходит в Беларуси и ощущается как «конец европейской идеи», представляет из себя скорее ее эволюцию – от иллюзий по поводу «Европы» к пониманию того, что такое демократические ценности и как это может быть связано с идеей «европеизации» Беларуси и ее будущим.

Новая Эўропа

Коментарии
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/ar ... &com=1&s=1

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema:
StandartinėParašytas: 04 Vas 2012 20:56 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27143
Miestas: Ignalina
Рубавичюс: национализм наших соседей ничего хорошего нам не обещает

http://ru.delfi.lt/news/live/article.ph ... D=14677646

ELTA
пятница, 3 февраля 2012 г. 13:19

Коментарии
http://ru.delfi.lt/news/live/article.ph ... s=1&no=180

Žygeivis,
2012 02 03 15:09


то Žygeivis,,
2012 02 03 14:23
Что-то про Беларусь забыли, ведь Вильня и Вильнянский край это их земля
--------------------------------

      Запомни на века, неуч:

      Почти все нынешние белорусы - это свой древний балтский язык забывшие литовцы.

      Только одни забыли еще в 10-15 веках, а другие - в Восточной Литве, оккупированной Желиговским - совсем недавно - до и после WW2.

Žygeivis,
2012 02 03 17:11


      Лабосранец - это в Литву незванно припершийся и тут "лабусами" обосранный ("опущенный" или "отпетухаренный") москальский "империец" "великодержавник" - от этого страшного унижения его "имперского достоинства" полностью растерявший остатки своего и так с детства воспаленного рассудка. :) :) :)

      Такие, в Литве засевшие, москальские лабосранцы, как Хутор исчезающий, Фемида, "Lietuva" и им подобные, тупые от рождения - что поделаешь, проявляются генетические москальские дефекты, полученные по наследству еще со времен татаро-монгольского ига...

      Взгляни на типичного москаля - имперского Путина: фамилия литовская, а морда - калмыцкая (как и у Ленина). :) :) :)

      В их мозгах идет постоянная борьба между цивилизованным европейцем и диким азиатом.

      Отсюда и соответствующий результат - родятся и плодятся психически неуравновешенные, особенно тупые, москальские имперцы.

      К сожелению, их перевоспитать в нормальных цивилизованных людей уже нет никакой надежды...

Žygeivis,
2012 02 04 15:42


-----------------
психиатр,
2012 02 04 15:17
Видите каких весёлых ребят мы собрали в палате, они её именуют штабом по востановлению ВКЛ.
------------------

      Во первых - не какая то ВКЛ, а ВКИ - Великая Литовская Империя - пора и вам привыкать к новым западным терминам.

      Во вторых - мы ВКИ восстанавливать не собираемся.

      А хотим создать Балтокарпатскую Конфедерацию, основанную на историей уже хорошо проверенных швейцарских принципах.

      P.S. Разницу улавливаешь, психиатр, или твои мозги в твоей палате от непосильного "мозгования" уже полностью распухли? :)

Žygeivis (дополнение),
2012 02 04 15:49


      Белорусам тоже следовало бы хорошо подумать, где они предпочитают жить - в европейской и культурной Балтокарпатской Конфедерации или в азиопском и диком Москалистане... :)


Žygeivis,
2012 02 04 19:54


      Беларусь, конечно, может, вместе с Москалистаном и Казахстаном, податься в дикий азиопский, наследственными ханами управляемый, Евразийский союз, и там очень быстро "преобразиться" в настоящий ханский Беларустан.

      А может поддержать идею европейской цивилизованной Балтокарпатской Конфедерации, населенной белыми европейцами и действующей на основе швейцарских политических принципов принятия всех правовых актов. :)

      Это пусть сами беларусы выбирают, куда они пойдут - в ханскую желтую Азию или цивилизованную белую Европу.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema:
StandartinėParašytas: 04 Vas 2012 23:25 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27143
Miestas: Ignalina
Конец "европейской идеи" в Беларуси?
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/ko ... D=15202021

Коментарии
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/ar ... &com=1&s=2

Žygeivis,
2012 02 04 22:23


      Мы хотим создать Балтокарпатскую Конфедерацию, основанную на историей уже хорошо проверенных швейцарских принципах общего проживания разных народов.

      Белорусам тоже следовало бы хорошо подумать, где они предпочитают жить - в европейской и культурной Балтокарпатской Конфедерации или в азиопском и диком Москалистане... :)

      Беларусь, конечно, может, вместе с Москалистаном и Казахстаном, податься в дикий азиопский, наследственными ханами управляемый, Евразийский союз, и там очень быстро "преобразиться" в настоящий ханский Беларустан.

      А может поддержать идею европейской цивилизованной Балтокарпатской Конфедерации, населенной белыми европейцами и действующей на основе швейцарских политических принципов принятия всех правовых актов.

      Это пусть сами беларусы выбирают, куда они пойдут - в ханскую желтую Азию или цивилизованную белую Европу.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 3 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 4 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007