Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 28 Bal 2024 02:57

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 6 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 01 Kov 2017 01:07 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina

http://imhoclub.by/ru/material/kto_taki ... z4a1Ia0P7o

(№111) Kęstutis Čeponis, Литва - Валентин Антипенко (№101)

Насчет термина "литвины", то его история довольно хорошо известна.

Лингвистически это польское слово - litwin.

Поляки так называли именно этнических "поганых литовцев" (язычников) примерно с 12 века (если не раньше).

Когда в 14 веке образовалась Литовская империя, то со временем и всех ее жителей начали называть этим польским термином - литвинами.

Это произошло примерно в 15 веке - по крайней мере именно тогда в письменых источниках появляется это слово, применительно не только к этническим литовцам, но и к части славяноязычных - однако, как правило, к католикам.

В 16-17 веках так уже начали называть не только католиков, но и всех жителей Литовской империи - в том числе и предков современных украинцев, и предков беларусов, и части москалей...

То есть термин "литвин" начал использоваться аналогично, как сейчас используется термин "россиянин".

----вы нас, потомков помеси кривичей с балтами,----

Во первых, племена кривичей, вятичей, радимичей и дреговичей были исконно балтоязычными.

И их только со временем славянизировали славяноязычные пришельцы с юга.

Славянизация балтов

Заселение славянами современной территории Беларуси не было единовременным событием, оно продолжалось в течение нескольких веков.

В 8-9 веках началось проникновение славян на территорию балтов.

Тут жило древнее племя "Leita", которое позже в литовском языке стала называться Lietva (и именно от этой формы и в то время появилось славянское, "законсервировавшееся" в 9 веке, название - Литва), а еще позже - Lietuva.

На запад от "Leita" жили древние селоны (sėlionys, sėliai) (и с севера Лейты), ятвяги (jotvingiai - dainaviai ir sūdūviai) (и с юга Лейты), галинды (pietiniai galindai), прусы (prūsai), земгалы (žemgaliai), курши (kuršiai, kurionys).

На восток от Лейты жили креви (kreiviai, krieviai) (и на север), еще дальше на восток - дрягувяй (drėgviai, dreguviai), радимяй (radimiai), вянтай (ventai).

На северо-восток от Лейты жили галинды Мазгавы (летописная "голядь").

--------------------------------------------------

Вообщем, почитайте своих же историков:

Гродненский государственный аграрный университет

1. Славянизация балтов.
http://moodle.ggau.by/mod/resource/view.php?id=2494

В принципе разные эпохи и этапы славянизации летто-литовских земель можно разделить на пять этапов:

1. Славянизация балтских племен - язычников, которые были крещены по православному обряду.

Это примерно 9-15 века (в 15 веке подмосковная голядь окончательно славянизируется).

2. Славянизация литовцев-язычников, которые были крещены по католическому (польскому) обряду в конце 14 века - в начале 15 века.

Это уже именно литовцы - и в следствии этого крещения литовская высшая знать постепенно полонизировалась в 15-17 веках.

3. Славянизация литовцев в 18-19 веках.

Католики литовцы, в первую очередь байорай-шляхта, а затем и крепостные, постепенно были приучены к мысли, что католичество - это "польская вяра, а бог поганьский литовский язык не понимает".

Ксендзы эту мысль повторяли в костелах Литвы вплоть до второй половины 20 века.

Кроме того интенсивно распространялась идея, что на "языческом" литовском говорят только крепостные неграмотные мужики, а родовитая шляхта говорить должна на "католическом" польском (аналогично в Москалии в 19 веке в среде знати было престижно говорить только на французском, так как на москальском разговаривали только крепостные мужики и бабы).

Поэтому уже в 18 веке говорить на литовском стало очень не престижно - особенно для шляхты.

Все таки в конце 19 века, когда разгорелось литовское национальное возрождение, многие шляхтичи возвратились к литовскому языку (примерно 20 процентов от общего числа литовской шляхты).

И когда Литовская Тариба 16 января 1918 г. приняла Акт о Восстановлении Независимости Литовской Державы, то из 20 членов Тарибы пять были "столбовыми" байорами - из знатных семей.

4. Славянизация литовцев в 20 веке - это славянизация (точнее насильственная полонизация) восточных и южных частей Литвы, особенно до WW2 (во время WW2 в Восточной Литве впервые были открыты литовские школы - но в 1945 советы их всех сразу закрыли).

5. Славянизация литовцев через школы - польские, москальские, белоруссские - особенно в Восточной Литве (и в литовской ее части, и в той, которая была присоединена к Белоруссии) - во времена советской оккупации, а также в Южной Литве (Сейнай, Пунскас, Сувалкай), которая осталась в Польше.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 01 Kov 2017 01:16 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina
Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных)


Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). – Смоленск, [СмолГУ], 2012. 168 с. Твёрдый переплёт. Ф. 60-901/8. ISBN 978-5-902093-50-3.Тираж 1.000 экземпляров.

http://jivebelarus.net/files/books/Shmidt-Cryvichy.pdf

*********************************************************

Paveikslėlis

Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья
http://tverzha.ru/archives/1820

Рады представить вашему вниманию книгу смоленского археолога Евгения Альфредовича Шмидта, уже известного читателям нашего сайта.

Книга «Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных)» вышла в Смоленске в июне этого года.

Книга является, по сути, первой научной работой, объективно показывающей балтское происхождение носителей Культуры Смоленско-Полоцких длинных курганов (КСПДК), населявших, в том числе, и нашу Тверскую землю.

«Первоначально КСПДК сформировалась в пределах территорий восточной Литвы и прилегающих областей Латвии, где вся материальная культура населения, начиная с сере­дины I тыс. н.э., имела основные типы вещей, на основе которых только и могла сложить­ся КСПДК. Население эпохи длинных курганов большинством археологов (П.Н. Третья­ков, В.В. Седов и др.), принято называть кривичами. Часть исследователей-лингвистов считают, что население КСПДК называло себя Креве (М. Фасмер), или по-другому Krieva (Г.А. Хабургаев), что не вызывает особых возражений.»

В конце IX — начале X вв. krieva принимает активное участие в формировании межплеменной державы — Древнерусского государства.

Примерно в это же время начался процесс «языковой ассимиляции населения КСПДК славянами».

Примерно в этот же период появился этноним «кривичи», которым стали именовать не только коренное балтское население Кривии, но и славянских переселенцев в эти земли.

Одним из важнейших выводов книги является то, что языческая традиция этих земель относится к эпохе существования на этой территории балтских племен, а основной этап славянизации относится к более позднему периоду, X-XIII веку, т.е. после принятия христианства.

Это явственно прослеживалось и в более позднее время:

«Как показывают археологические материалы, летописные кривичи в XI—XIII вв. долго сохраняли некоторые языческие тра­диции, восходящие к эпохе КСПДК и не свойственные другим группам древнерусского населения».

Таким образом, уместно говорить о том, что восходящие к язычеству локальные особенности т.н. «народного православия» на землях, некогда населённых кривичами (криевой), в т.ч., Тверщины, являются балтским наследием.

«В целом же, несмотря на некоторую самобытность, все население, именуемое в лето­писи кривичами, в результате сложного и длительного этнокультурного процесса к началу XIII в. нивелируется на основе славянской культуры и языка и становится частью древне­русского народа, хотя еще некоторое время сохраняет пережитки старых языческих тра­диций.

История кривичей (Krieva) не уникальна в пределах Древней Руси. Такой же историче­ский путь прошли меря, мурома, чудь и другие».

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 01 Kov 2017 03:11 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina

http://imhoclub.by/ru/material/kto_taki ... z4a1oMk5In

(№98) igor reut, Латвия - Kęstutis Čeponis (№88)

Памяти графа Михаила Николаевича Муравьёва. – Типография Окружного Штаба – Вильна, 1898.

«... Несмотря на это, Литовское государство всё-таки продолжало быть русским. Повсюду слышалась русская речь, повсюду совершалось церковно-православная служба; сами князья все законы и всякие распоряжения писали на русском языке.

И теперь ещё красуются в Вильне памятники благочестивого усердия литовских православных князей, вельмож и простого народа к православной вере. Пречистинский собор, Троицкий и Святодуховский монастыри, Пятницкая и Николаевская церкви насчитывают многие сотни лет своего существования и красноречиво свидетельствуют о первоначальном господстве православия в столице Литвы. А сколько православных храмов теперь уже не существует в нашем Северо-Западном крае? Около двадцати церквей уничтожено врагами русской народности и веры только в Вильне. Народ долго хранил в своей памяти те места, где они находились; напоминают о существовании их старинные названия виленских улиц: Покровская, Преображенская, Спасская, Пречистинская

Кто хочет видеть своими глазами, на каком языке обращались к своему народу литовские князья, тот может пойти в Виленский музей древностей и посмотреть на целый ряд их грамот. Все они лежат под стеклом, с старинными печатями и княжескими подписями. Не мало там и печатных книг на славянском и русском языках. Печатали их в Вильне и в других местах нашего края. Там же, рядом с музеем, в архиве для разбора древних актов ещё более всяких грамот, судебных приговоров, описей и т. п. И всё это писано на русском языке.

Не задумается ли всякий при виде этих груд русского письма, почему это так было, и не скажет ли прямо: потому, что русский язык всем был понятен и все на нём говорили.

Послушайте и посмотрите, как и теперь говорит в своих семьях наш сельский народ. Давно навязывают ему всякими неправдами польский язык; но и теперь по всему нашему краю слышится белорусская речь, - родная сестра русской, московской. Трудно вырвать из сердца родное слово, и белорус-католик по вере – всё же русский по своему языку! ...».

(№137) Kęstutis Čeponis, Литва - igor reut (№98)

----Памяти графа Михаила Николаевича Муравьёва. – Типография Окружного Штаба – Вильна, 1898.----

Прекрасный пример того, как проклятые оккупанты пытались стереть с лица земли все исконно литовское и понаставить своих москальских чучел.

Памяти Муравьева Вешателя, чей памятник литовцы волчьим жиром мазали - и тогда слетались собаки со всего Вильнюса и лаяли на этот памятник. :)

Вот это была потеха, как затем жандары пытались его отмыть... :)

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 09 Sau 2018 20:37 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/5330037 ... nt_mention

Kęstutis Čeponis

----John Thomson, Беларусь - letuviai + kreviai + jotvingai (dainavai) + dreguvia----

Не путайтесь среди трех сосен, уважаемый. :)

Во первых, надо смотреть на конкретный исторический период.

В 9-12 веках кревяй, дрягувяй, радимяй и вянтай постепенно были славянизированны.

Примерно в то же время славянизации подверглись и часть южных ятвяжских земель (но не Дайнава).

В 12-15 веках были славянизированны северные (мазгавские) галинды - летописная голядь.

В 15 веке после крещения литовцев (аукштайчяй в 1387 г., жямайчяй в 1413 г.) началось постепенная славянизация литовцев - в первую очередь восточных аукштайчяй.

Эта славянизация на западе современной БР продолжается и сейчас.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 17 Bal 2019 23:06 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina
Литовское государство основали литовцы или беларусы?
https://www.politforums.net/belorussia/ ... 1555531222

----Летувисы так упорно уцепились за Путинскую «Википедию», что не хотят видеть очевидный факт: беларусы — потомки балтов.----

Откуда такое глупое утверждение? :)

Во всех литовских учебниках, научных статьях и книгах очень четко пишут, что современные беларусы в своей основной массе являются потомками местных балтоязычных лето-литовских племен.

Кривичи и радимичи, а также и вятичи с дреговичами — это исконные местные балтские племена.

И это прекрасно видно даже из их самоназваний — все они совершенно очевидного балтского происхождения, только с добавкой славянского суффикса -ич-.

Например, кривичи — это литовское племя кривяй, и их название происходит от хорошо известного литовского слова «krivis („кривис“) (множественное число — „кривяй“).

То же самое и с вятичими (от слова „ventai“ („вянтай“) (общее языковое правило: древне литовское -ян- в славянской транскрипции трансформируется в -я-).

Дреговичи — от древнелитовского drėguva (дрегува).

Радимичи — от древнелитовского radima (радима).

Название „полочане“ тоже местного происхождения — от названия реки Palotė (Палоте), отсюда и название города — Полоцк.

Но, как показали археологические раскопки, его предшественником до 11 века была древняя крепость и город Милиниске (Милинишке) (сейчас Гнездово).

В 9−10 веках на славянских наречиях в этих местах говорила только небольшая часть местного населения, пришлые славяне. Это очевидно из сотен здесь до сих пор сохранившихся балтских названий — не только гидронимов, но и поселений, и полей, лесов, болот, курганов, холмов…

Надо не забыть и того, что Киевской Русью в то время управляли не славяне, а норманы-варяги (в основном это были скандинавские германцы).

Полная славянизация местного балтского населения произошла только после нескольких веков — в основном в следствии крещения Киевской Руси византийскими священниками, говорившими на славянских диалектах.

Тут происходили те же процессы славянизации, как и в языческой Литве после ее крещения польскими ксендзами в конце 14 века — начале 15 века.

Хабургаев еще в 1979 г. доказал, что названия кривичей, радимичей, вятичей и дреговичей имеют явное летто-литовское происхождение.

Хабургаев Г. А. Этнонимия Повести временных лет
https://www.twirpx.com/file/1036598/

Кривичи

Наиболее подробно в монографии:

Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). - Смоленск, [СмолГУ], 2012. 168 с.

Дреговичи

"drėguva» это литовское слово (происходит от «drėgnas» — «мокрый»), и именно из литовского языка оно попало в нынешние белорусские наречия.

Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται - druguvitai) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров.

Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Радимичи

«….связь между радимичами и дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне ощутили здесь влияние балтского населения. Также возможно сделать предположение о небольшой численности пришлых славян.

Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет, балтское происхождение.

Так наиболее близкими к этому термину являются литовские термины radimas ­— нахождение, radimviete ­— местонахождение[19].

Георгий Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX—X вв.[20].

[20] ↑ Хабургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». — М., 1979. — С. 196—197.

Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко, — и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи…"[21].

Эта легенда скорее отражает библейское мировоззрение автора, чем реальный исторический факт[22].

А так называемая Западная Беларусь еще совсем недавно (100−150 лет назад) в сельской местности была в основном литовскоязычная (кроме городков, где преобладали евреи).

--------------------------------------------------

Кроме того надо четко различать разные эпохи и этапы славянизации.

В принципе можно разделить на пять этапов:

1. Славянизация балтских племен — язычников, которые были крещены по православному обряду.

Это примерно 9−15 века (в 15 веке подмосковная голядь окончательно славянизируется).

2. Славянизация литовцев-язычников, которые были крещены по католическому (польскому) обряду в конце 14 века — в начале 15 века.

Это уже именно литовцы — и в следствии этого крещения литовская высшая знать постепенно полонизировалась в 15−17 веках.

3. Славянизация литовцев в 18−19 веках.

Католики литовцы, в первую очередь байорай-шляхта, а затем и крепостные, постепенно были приучены к мысли, что католичество — это «польская вяра, а бог поганьский литовский язык не понимает».

Ксендзы эту мысль повторяли в костелах Литвы вплоть до второй половины 20 века.

Кроме того интенсивно распространялась идея, что на «языческом» литовском говорят только крепостные неграмотные мужики, а родовитая шляхта говорить должна на «католическом» польском (аналогично в Москалии в 19 веке в среде знати было престижно говорить только на французском, так как на русском разговаривали только крепостные мужики и бабы).

Поэтому уже в 18 веке говорить на литовском стало очень не престижно — особенно для шляхты.

Все-таки в конце 19 века, когда разгорелось литовское национальное возрождение, многие шляхтичи возвратились к литовскому языку (примерно 20 процентов от общего числа литовской шляхты).

И когда Литовская Тариба 16 января 1918 г. приняла Акт о Восстановлении Независимости Литовской Державы, то из 20 членов Тарибы пять были «столбовыми» байорами — из знатных семей.

4. Славянизация литовцев в 20 веке - это славянизация (точнее насильственная полонизация) восточных и южных частей Литвы, особенно до WW2 (во время WW2 в Восточной Литве впервые были открыты литовские школы — но в 1945 советы их всех сразу закрыли).

5. Славянизация литовцев через школы — польские, русские белоруссские — особенно в Восточной Литве (и в литовской ее части, и в той, которая была присоединена к Белоруссии) — во времена советской оккупации, а также в Южной Литве (Сейнай, Пунскас, Сувалкай), которая осталась в Польше.

Вообщем, почитайте своих же историков:

Гродненский государственный аграрный университет

1. Славянизация балтов
.
http://moodle.ggau.by/mod/resource/view.php?id=2494

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 09 Sau 2020 22:57 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27104
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/1533380 ... nt_mention

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Исторические факты:

Вся обширная территория от современного Гданьска (историческое прусское название, записанное в ранних источниках 10 века - Gudaniska (Гуданиска), то есть Gudaniškė или Gudėniškė) до современной Москвы (историческое голядское (тут жило литовское племя галинды - galindai) название Мазгава - Mazgava) многие тысячелетия жили разные балтоязычные племена, которые вплоть до 12-13 веков говорили практически на одном языке, наречия которого начали более сильно различаться только после германских и славянских экспансий в древнебалтские земли.

Ян Длугош (XV в.):

* Признается, что пруссы, литовцы и жемайты имеют те же обычаи, язык и происхождение... (Unius enim et moris et linguae, cognationisque Prutheni, Lithuani et Samagitae fuisse dignoscuntur...) (Ioannis Dlugossii seu Longini... Historiae Polonicae libri XII / ed. I. Żegota Pauli. Cracoviae, 1873. T. 1, p. 151. - (Opera omnia; t. 10). - Под 997 годом).

http://catalog.hathitrust.org/Record/000623985

Ioannis Dlugossii Annales; seu, Cronicae incliti regni Poloniae. [Ed. curavit et introd. scripsit I. Dąbrowski. Textum recensuit atque praef. instruxit V. Semkowicz-Zaremba].

Main Author: Długosz, Jan, 1415-1480.
Other Authors: Dąbrowski, Jan, 1890-1965., Semkowicz-Zaremba, Wanda,
Language(s): Latin
Published: Varsaviae, Państwowe Wydawn. Naukowe, 1964-
Subjects: Poland > History > 960 (ca.)-1773.
Note: First published in 1615 with title: Historiae Polonicae.

В другом месте он пишет:

* Литовцы, жемайты и ятвяги, хотя различаются названиями и разделены на множество семей, однако были одним племенем, происходящим из ... (Lithuani, Samagittae et Iatczwingi, licet appelationem diversam sortiti et in familias plures divisi, unum tamen fuere corpus a Romanis et Italis ducentes genus...)

(Ioannis Dlugossii seu Longini... Historiae Polonicae libri XII / ed. I. Żegota Pauli. Cracoviae, 1876. T. 3, p. 473. - (Opera omnia; t. 12). - Под 1387 годом).

http://catalog.hathitrust.org/Record/000623985

Ioannis Dlugossii Annales; seu, Cronicae incliti regni Poloniae. [Ed. curavit et introd. scripsit I. Dąbrowski. Textum recensuit atque praef. instruxit V. Semkowicz-Zaremba].

Main Author: Długosz, Jan, 1415-1480.
Other Authors: Dąbrowski, Jan, 1890-1965., Semkowicz-Zaremba, Wanda,
Language(s): Latin
Published: Varsaviae, Państwowe Wydawn. Naukowe, 1964-
Subjects: Poland > History > 960 (ca.)-1773.
Note: First published in 1615 with title: Historiae Polonicae.

Карта распространения летто-литовских (балтских) племен до вторжения германских и славянских племен

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... baltov.png

Синий - по данным археологии;
Красный - по балтским гидронимам.

Примерно в 7-8 веках началась славянская военная экспансия в различные балтские земли - от современного Гданьска (Gudaniškė) до современного Курска (Kuriai или Kuronys).

Древнюю галиндскую (голядскую) Мазгаву славяне, при помощи севернее жившего финского племени Мери, захватили только в конце 11 века - это доказано археологическими исследованиями.

Кривичи и радимичи, а также и вятичи с дреговичами — это исконные местные балтские племена.

И это прекрасно видно даже из их самоназваний — все они совершенно очевидного балтского происхождения, только с добавкой славянского суффикса -ич-.

Например, кривичи — это литовское племя кривяй, и их название происходит от хорошо известного литовского слова «krivis („кривис“) (множественное число — „кривяй“).

То же самое и с вятичими (от слова „ventai“ („вянтай“) (общее языковое правило: древне литовское -ян- в славянской транскрипции трансформируется в -я-).

Дреговичи — от древнелитовского drėguva (дрегува).

Радимичи — от древнелитовского radima (радима).

Название „полочане“ тоже местного происхождения — от названия реки Palotė (Палоте), отсюда и название города — Полоцк.

Но, как показали археологические раскопки, его предшественником до 11 века была древняя крепость и город Милиниске (Милинишке) (сейчас Гнездово).

В 9−10 веках на славянских наречиях в этих местах говорила только небольшая часть местного населения, пришлые славяне. Это очевидно из сотен здесь до сих пор сохранившихся балтских названий — не только гидронимов, но и поселений, и полей, лесов, болот, курганов, холмов…

Надо не забыть и того, что Киевской Русью в то время управляли не славяне, а норманы-варяги (в основном это были скандинавские германцы).

Полная славянизация местного балтского населения произошла только после нескольких веков — в основном в следствии крещения Киевской Руси византийскими священниками, говорившими на славянских диалектах.

Тут происходили те же процессы славянизации, как и в языческой Литве после ее крещения польскими ксендзами в конце 14 века — начале 15 века.

Хабургаев еще в 1979 г. доказал, что названия кривичей, радимичей, вятичей и дреговичей имеют явное летто-литовское происхождение.

Хабургаев Г. А. Этнонимия Повести временных лет
https://www.twirpx.com/file/1036598/

Кривичи

Наиболее подробно в монографии:

Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). - Смоленск, [СмолГУ], 2012. 168 с.

Дреговичи

"drėguva» это литовское слово (происходит от «drėgnas» — «мокрый»), и именно из литовского языка оно попало в нынешние белорусские наречия.

Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται - druguvitai) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров.

Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Радимичи

«….связь между радимичами и дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне ощутили здесь влияние балтского населения. Также возможно сделать предположение о небольшой численности пришлых славян.

Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет, балтское происхождение.

Так наиболее близкими к этому термину являются литовские термины radimas ­— нахождение, radimviete ­— местонахождение[19].

Георгий Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX—X вв.[20].

[20] ↑ Хабургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». — М., 1979. — С. 196—197.

Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко, — и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи…"[21].

Эта легенда скорее отражает библейское мировоззрение автора, чем реальный исторический факт[22].

А так называемая Западная Беларусь еще совсем недавно (100−150 лет назад) в сельской местности была в основном литовскоязычная (кроме городков, где преобладали евреи).

Кроме того надо четко различать разные эпохи и этапы славянизации.

В принципе можно разделить на пять этапов:

1. Славянизация балтских племен — язычников, которые были крещены по православному обряду.

Это примерно 9−15 века (в 15 веке подмосковная голядь окончательно славянизируется).

2. Славянизация литовцев-язычников, которые были крещены по католическому (польскому) обряду в конце 14 века — в начале 15 века.

Это уже именно литовцы — и в следствии этого крещения литовская высшая знать постепенно полонизировалась в 15−17 веках.

3. Славянизация литовцев в 18−19 веках.

Католики литовцы, в первую очередь байорай-шляхта, а затем и крепостные, постепенно были приучены к мысли, что католичество — это «польская вяра, а бог поганьский литовский язык не понимает».

Ксендзы эту мысль повторяли в костелах Литвы вплоть до второй половины 20 века.

Кроме того интенсивно распространялась идея, что на «языческом» литовском говорят только крепостные неграмотные мужики, а родовитая шляхта говорить должна на «католическом» польском (аналогично в Москалии в 19 веке в среде знати было престижно говорить только на французском, так как на русском разговаривали только крепостные мужики и бабы).

Поэтому уже в 18 веке говорить на литовском стало очень не престижно — особенно для шляхты.

Все-таки в конце 19 века, когда разгорелось литовское национальное возрождение, многие шляхтичи возвратились к литовскому языку (примерно 20 процентов от общего числа литовской шляхты).

И когда Литовская Тариба 16 января 1918 г. приняла Акт о Восстановлении Независимости Литовской Державы, то из 20 членов Тарибы пять были «столбовыми» байорами — из знатных семей.

4. Славянизация литовцев в 20 веке - это славянизация (точнее насильственная полонизация) восточных и южных частей Литвы, особенно до WW2 (во время WW2 в Восточной Литве впервые были открыты литовские школы — но в 1945 советы их всех сразу закрыли).

5. Славянизация литовцев через школы — польские, русские белоруссские — особенно в Восточной Литве (и в литовской ее части, и в той, которая была присоединена к Белоруссии) — во времена советской оккупации, а также в Южной Литве (Сейнай, Пунскас, Сувалкай), которая осталась в Польше.

Вообщем, почитайте своих же историков:

Гродненский государственный аграрный университет

1. Славянизация балтов.
http://moodle.ggau.by/mod/resource/view.php?id=2494

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---Paulina Karoluk Kęstutis Čeponis - Žygeivis , Вы так написали про "волны славянизации", как про какую-то эпидемию прямо, ей Богу!----

Написал так, как пишут в научной литературе. :)

Я же не пишу про "славянское иго" - на примере "татаро-монгольского ига"... :)

Paulina Karoluk

Kęstutis Čeponis - Žygeivis: "Славянская Военная Экспансия", "Вторжение Славянских Племён"....

Хоррор прям какой-то! Это именно так воспринимают современные Литовцы?

Мне всегда казалось, что Славяне и Балты мирно сосуществовали друг с другом...

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---Мне всегда казалось, что Славяне и Балты мирно сосуществовали друг с другом...---

Нет, конечно. :)

Разные летто-литовские племена тоже отчаянно воевали между собой.

Сами подумайте, кто же мог без сопротивления позволить пришлым чужеземцам, тем более иноязычным, захватывать городища, скот, лошадей, съестные припасы, оружие, украшения, одежду, пахотную землю, рыболовные места у рек и озер...?

Не говоря уж об угоне местных людей в рабство.

А именно рабы были основным торговым товаром в 7-10 веках во всей Европе, особенно в Восточной.

Все базары Бухары и Хорезма были заполнены рабами из северных земель - и летто-литовцев, и славян.

Paulina Karoluk

----Kęstutis Čeponis - Žygeivis , "и летто-литовцев и славян".----

Я имела ввиду, что плотность тогдашнего населения была достаточно небольшой, что позволяло мирно сосуществовать Славянам с Балтами.

Во всяком случае, никаких сведений из летописей о крупных сражениях между Славянами и Балтами нет.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Есть археологические раскопки - большинство исследованных летто-литовских городищь (а их были тысячи в этом просторном древнем летто-литовском ареале) были сожжены, а на их месте уже появляются славянские поселения.

В 7-12 веках основным жизненным ресурсом на этой территории была пахотная земля - а ее в то время было сравнительно мало, и за века удавалось отвоевывать у леса только небольшие участки в огоромных лесах и болотах.

Так как выкорчевывать лес было очень трудоемкой работой.

Paulina Karoluk

Kęstutis Čeponis - Žygeivis это вовсе не означает, что тут были кровавые сражения.

Но очевидно, что Славяне были более сильными и организованными, раз постепенно вытесняли Балтов...

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Вы просто для сравнения почитайте раннесредневековые Хроники, описывающие как славяне захватывали территории на юге и в центральной Европе - к примеру, на современной территории бывшей Югославии.

Там ведь были очень развитые римские провинции, со множеством хорошо укрепленных городов.

И там сохранилось достаточно письменных свидетельств, как происходили завоевания этих территорий.

Правда, надо не забывать аварский фактор - ведь именно авары в то время были наиболее сильной военной армадой, а славяне были под их властью.

Авары широко использовали славян как военный ресурс.

Когда авары захватывали новые территории, туда на постоянное жительство переселяли славян, чтобы те там обрабатывали землю (сами авары были кочевники, и на одном месте долго не жили, перегоняя свои стада в другое место), а местных жителей или убивали, или продавали в рабство.

Очевидно, что и на северной стороне Аварского каганата происходили аналогичные процессы - только тут не было кому их подробно описывать.

--Но очевидно, что Славяне были более сильными и организованными, раз постепенно вытесняли Балтов...---

Да, отдельные летто-литовские племена явно были не в состоянии дать отпор хорошо организованному Аварскому войску.

Он ведь довольно легко захватил и множество древних римских городов на очень обширной территории Центральной, Южной и Западной Европы.

Все таки захватить территорию, подконтрольную Литве, ни аварам, ни им подвластным славянам так и не удалось.

Как это не удалось и позже появившимся варягам, а в 13 веке монголам, и крестоносцам.

На оборот - литовские конные отряды уже в 11 веке достигали даже земли Карелии и их грабили...

Это означает, что древние литовцы сумели создать хорошо отлаженную военную и государственную структуру, и обьединить очень большие силы, которые сдержали и отразили экспансию и аваров, и славян, и монголов, и крестоносцев...

Paulina Karoluk

Kęstutis Čeponis - Žygeivis, то есть Вы рассматриваете Славян, как исключительно чужеродный, агрессивный, захватнический элемент по отношению к Балтам?

А как же тогда ВКЛ и вызволение Жемайтов от тотального уничтожения Немецкими Крестоносцами по примеру Пруссов?

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---Вы рассматриваете Славян, как исключительно чужеродный, агрессивный, захватнический элемент по отношению к Балтам? ----

Совершенно верно. :)

Именно так и было в 7-12 веках.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

----А как же тогда ВКЛ -----

Во первых, так называемое ВКЛ - это довольно поздний этап Литовской Державы, который начался после крещения Литвы в 1387 г.

А само название Magnus Ducatus Lithuaniae появилось только в 1413 г. (то есть только в 15 веке), как следствие персональной унии Йогайлы, когда он стал и королем (rex) Польши, и королем (rex) Литвы.

А так как Литвой начал править Витаутас, двоюродный брат Йогайлы, то Витаутас по старшенству должен был именоваться титулом ниже титула Йогайлы - так и появился титул Magnus Dux Lithuaniae (вместо ранее бывшего rex - к примеру, Gedeminus rex Lithuanorum et multorum Ruthenorum - Гедиминас, король Литовский и многих русских..., или Algerdes rex Letwinorum (Algirdas), Mindowe, dei gratia rex Lettowiae (Mindaugas), Trinota, filius regis Lethowinorum (Treniota), Vithenus rex Lethowinorum (Vytenis)...).

Намного позже эти титулы и название Литовского государства перевели на славянские языки как Великое Княжество Литовское и Великий Князь Литовский.

----вызволение Жемайтов от тотального уничтожения Немецкими Крестоносцами по примеру Пруссов?---

Во первых, крестоносцы никогда реально не завоевывали Жямайтию.

Это Витаутас и Йогайла ее несколько раз дарили крестоносцам - за военную помощь во время междуусобной войны Йогайлы с Витаутом.

Однако жямайчяй на это не обращали внимание, и крестоносцев просто уничтожали, когда те пытались реально овладеть им даренными землями.

С другой стороны известно, что на самом деле и Йогайла, и Витаутас и не думали реально отдавать Жямайтию крестоносцам - так как помогали жямайчям и оружием, и войсками...

Это была обычная дипломатическая игра.

Когда же крестоносцы всерьез решились захватить Жямайтию, вот тогда и произошло знаменитое Великое Сражение (как его тогда называли) в 1410 году под Грюнвальдом, который в литовском и прусском языках называется Žalgiris (то есть в переводе Зеленая Пуща, или Зеленый Лес).

Объединенные литовские и польские войка в пух и прах разбили войско крестоносцев, но после боя расслабились, пировали несколько дней, и проморгали время, когда они могли свободно взять все крепости крестоносцев.

За те несколько дней города и крепости крестоносцев собрали остатки воинов, подошла подмога из Ливонии, и заперлись. А у литовского и польского войск не было осадных орудий или других аналогичных средств.

Поэтому пришлось уйти, не добив врага.

В итоге Литва не возвратила свои южные земли, которые принадлежали Литве еще в 13 веке.

Витаутас прекрасно знал, что Пруса была частью Литовской Державы в 13 веке. И он об этом прямо сказал, но не называя Миндаугаса (при котором, и при его брате и отце которого, именно так и было). Из архива Ордена крестоносцев:

28 января 1413 года произошла очень интересная беседа между императором ("magnus rex" - "великий король") Литовской Империи Витаутасом Великим и посланником Ордена крестоносцев Михаелем Кухмейстером.

Об этом разговоре, в котором обсуждались границы государств после битвы у Грюнвальда (по литовски - Жальгирис, Žalgiris), известно из письма великого магистра Ордена крестоносцев, написанного магистру Ливонского ордена.

Витаутас Великий во время разговора, говоря по поводу принадлежности замка Велиуоны (Veliuona), обьявил:

"Пруса тоже была землей моих отцов, и я буду требовать ее до реки Оса (по литовски - Uosa), так как эти земли являются наследием моих предков."

Затем язвительно спросил у Кухмейстера:

"А где находится наследие предков братьев Ордена?"

Взгляните где река Оса (Osa, Uosa)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... entury.png

Paulina Karoluk

Kęstutis Čeponis - Žygeivis , ну, не знаю.

По моему, в одиночку Балтам Литовцам было бы не под силу со всем этим справиться, а многие древнерусские летописи, кстати, именно Полоцких, Кривичей называют Литовцами...

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Paulina Karoluk , в реальной жизни и тогда, и сечас все смотрят свои же интересы. И 7 век, или 10 век ни чем не отличался в этом смысле от века 13 или 15-го.  

Как и от веков 20 и 21-ого.

Исторический факт - литовцы фактически единственные из великого множества древних летто-литовских племен, сумели объединиться и создать мощную военную державу, которая отразила всех врагов от гунского нашествия в 4-5 веках вплоть до 18 века, когда Литовская Империя была раздербанена тремя более мощными соседними империями.

Причины развала огромной Литовской Империи (в 15 веке это была самая большая держава в Европе https://i.ebayimg.com/images/g/ZIAAAOSw ... -l1600.jpg ) прекрасно известны и изучены - и они мало чем отличаются от причин развала Совковой империи, или империй, развалившихся после WW1 и WW2.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 6 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 9 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007