Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 11 Geg 2024 00:16

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
 Pranešimo tema: Jakutija - Sacha
StandartinėParašytas: 31 Gru 2008 00:53 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Чингисхан, открой личико

Русские жители "суверенной" Якутии уже 15 лет живут под игом местного национализма


http://www.izvestia.ru/special/article3104261/
http://www.1sn.ru/14291.html

Дмитрий Соколов-Митрич (Республика Саха (Якутия))

    "Известия" продолжают серию репортажей о последствиях "парада суверенитетов", прокатившегося по России в 90-е годы. Первый репортаж "Известий" на эту тему назывался "Легко ли быть русским в Адыгее?" (номер от 20 марта 2007 года). Теперь мы решили ответить на этот вопрос, побывав в "суверенном государстве" Саха (Якутия).

"Якут с большой буквы Я"


   Табык - это боевой барабан монголов. Большой такой, обтянутый лошадиной кожей. Звук негромкий, но от него вибрирует весь организм и подкашиваются ноги. В табык бьет Андрей Савич Борисов - министр культуры и духовного развития республики, а также директор Театра Саха, режиссер фильма "По велению Чингисхана", лидер движения "Саха омук" ("Якутское национальное единство") и просто якут. "С большой буквы Я", - шутят подчиненные.

   Первое, чем даже на расстоянии удивляет Якутия, - это имена ее жителей. Если слышишь на редкость русское ФИО - это первый признак, что имеешь дело с якутом. Подавляющее большинство представителей народа саха еще 2 века назад чистосердечно приняли православие. Например, еще одного активиста местного национального движения зовут Спиридон. А есть еще Федот и Афанасий.

   - ...Там несутся по глади степей табуны низкорослых коней! Там, в степях, далеко-далеко кто-то первым пропел олонхо! - запевает под барабан министр Борисов. Олонхо - это героический якутский эпос. Именем олонхо в Якутии названо целое десятилетие - с 2006 по 2015 год. Андрей Савич уже заявил, что на возрождение этого эпоса республике потребуется не меньше миллиарда рублей.

   За спиной у бьющего в барабан министра - портрет Чингисхана в полный рост и карта его империи, границы которой почти полностью совпадают с территорией Евразии, - повезло только Индии, Израилю и частичке Западной Европы.

   - Россия - правопреемница империи монголов, - считает Андрей Савич. - Именно об этом мой фильм "По велению Чингисхана". Уже отснято 108 часов. Потрачено почти 6 миллионов долларов. Что? Да, конечно, из бюджета. В фильме снимаются все актеры мира, которые когда-либо играли этого великого человека. Даже из Голливуда одного пригласили.

   - На роль главного героя?

   - Нет, он будет играть телохранителя найманской царевны. А Чингисханом у нас стал актер из Тувы. Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем.

   - В России?


   - Нет, в Якутии.

"Вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить"


   "Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение" - это цитата из местной Конституции. До недавнего времени якутское "государство" имело в своем Основном Законе еще один эпитет - "суверенное". С приходом Путина это слово пришлось убрать, но в названии главного якутского праздника оно осталось до сих пор. 27 сентября республика официально празднует День принятия Декларации о государственном суверенитете.

    Андрей Борисов уже 17 лет заведует культурой и духовным развитием якутского народа (фото: Дмитрий Соколов-Митрич)Последние 15 лет истории Якутии - это яркий пример того, как легко можно возбудить национализм на абсолютно голом месте. В отличие от многих других народов России, в истории якутского этноса нет ни малейшего повода не любить русских. Даже поклонник Чингисхана Андрей Савич Борисов признает, что после прихода в XVII веке на Лену казаков территория проживания народа саха увеличилась в десятки раз.

   - Знаете, как наши предки узнали о том, что к нам идут русские? - улыбается министр. - По Лене к ним приплыли щепки. И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

   - В лице якутов русские казаки нашли себе стратегических союзников, - продолжает исторический экскурс директор республиканского фонда развития казачества Александр Гриценко. - Эти два народа вместе стали осваивать Северо-Восточную Сибирь. Казаки силой оружия замиряли непокорные северные племена - эвенков, юкагиров, чукчей, а якутов оставляли в качестве своих наместников.

   Из окна "Казачьего подворья", расположенного в центре города, хорошо виден огромный плакат: "375 лет вхождения Якутии в состав России". Именно так теперь называет события XVII века местная пропаганда.

   - Якуты и русские жили здесь душа в душу до начала 90-х годов, - рассказывает местный предприниматель и неформальный лидер русской общины Сергей Юрков. - По количеству смешанных браков этот регион был на одном из первых мест в СССР. Все изменилось с избранием на пост президента Михаила Николаева - человека с ветеринарным образованием. Он теперь работает представителем республики в Совете федерации. Именно Николаев, по мнению большинства местных русских, предоставил якутам моральное право сначала на высокомерие, а потом - на национализм.

    - Каким образом?

    - Поначалу риторикой, а затем и преференциями для представителей титульной национальности. Мы очень хорошо помним его заявления о том, что якуты должны иметь приоритет в медицинском обслуживании. Что именно якутский народ имеет навыки к управлению. Фраза "Вы нам подходите, но... нам нужно воспитывать национальные кадры" стала восприниматься как норма. А на бытовом уровне приходилось слышать и такое: "Да, теперь вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить". Мы не забыли, как после заявления Николаева о том, что для процветания якутскому народу одних алмазов хватит за глаза, в республике одно за другим закрылись доходные градообразующие предприятия. В первую очередь это ударило по русским, занятым в горной промышленности. Результат этой политики налицо: с 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч, то есть на треть.

"Умный якут русского не обидит"


    Слова Юркова в конфиденциальных разговорах подтверждают большинство представителей местной элиты. В том числе и многие якуты.

   - В 90-е годы в республике был спровоцирован всплеск сельского национализма, - на условиях анонимности высказал свое мнение служащий среднего звена в администрации Якутии. - Водораздел поначалу проходил не между русскими и якутами, а между городскими жителями и приезжими из улусов. Вот я, например, якут и мой сын - якут, а бывало у нас такое: приходит мой сын домой побитый, я его спрашиваю: "Где ты так?", - а он отвечает: "С якутами подрались". С деревенскими, значит.

   - А потом?

   - А потом и городские потянулись к привилегиям. Ведь трудно отказать себе в том, чтобы воспользоваться национальным преимуществом. Тем более в трудные времена.

   - Николаев был националистом-романтиком, - считает другой работник администрации. - Он мыслил себя этаким Чингисханом якутского народа. Точнее - Тыгыном Дарханом.

   - Кем?

   - Ну, это наш национальный герой. Сейчас его именем лучшую гостиницу в городе назвали. Он был типа Владимира Красное Солнышко. Тоже пытался когда-то объединить разрозненные якутские племена в единую нацию. Только у него не получилось.

   - А у Николаева?


   - А у Николаева получилось, - считает городской якут. - До сих пор не знаем, как обратно разъединить. Теперь на пост президента пришел Вячеслав Штыров. Он русский, но, после того что тут творилось, гайки ему приходится закручивать медленно и аккуратно. Иначе - социальный взрыв. В экономике уже нет такого засилья нацкадров, но в сфере госуправления, а особенно в науке, культуре и образовании их по-прежнему большинство. Хорошо хоть федеральные ведомства вернули русским: МВД, ФСБ, прокуратуру.

    - А вы почему одобряете это отступление? Вы же якут?

    Русско-якутская дружба пока крепка лишь в монументальной скульптуре (фото: Дмитрий Соколов-Митрич)- Я - умный якут. А умные якуты понимают, что без русских нам не выжить. Что такое народ численностью 400 тысяч на огромной территории, не имеющей общих границ с другими государствами? Ничто. Когда Николаев добровольно-принудительно покинул свой пост, экономика региона была в плачевном состоянии. Одна только просроченная задолженность по зарплате составляла 1,6 миллиарда рублей. За 5 лет Штыров не только решил проблему долгов, но и увеличил валовой региональный продукт более чем в 2 раза. А сейчас регион и вовсе на пороге очень серьезного прорыва. И все больше якутов начинают понимать, что если они и дальше будут отстаивать "плоды парада суверенитетов", то таким образом они просто променяют реальные экономические блага на дешевые националистические погремушки.

    Республика сегодня действительно на пороге крутых экономических перемен. Даже самый хреновый студент уже знает, что такое "мегапроект". Перспективы местной экономики не просто радужные, а фантастические.

   - Правительство России уже утвердило первый проект "Комплексное развитие южной Якутии", - подтвердил министр промышленности республики Алексей Голубенко. - Речь идет об инвестициях, превышающих 2,5 триллиона рублей. Уже в 2008 году будет построена железная дорога до Якутска. Мощный толчок получит энергетика: появится целый каскад гидроэлектростанций. Это создаст условия для развития металлургии и угольной промышленности. На юге республики появятся новые города. И это только первый из четырех якутских мегапроектов. Разумеется, осуществление этих планов невозможно без привлечения из-за пределов республики огромного количества специалистов самых разных профилей и национальностей. А значит - потребуется кардинальная ломка местной психологии.

"Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"


    Пока город Якутск похож не на столицу мегапроектов, а на площадку для съемок триллеров. Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху. Экономические последствия 90-х годов обильно приправлены политическими. По центральному проспекту идешь, как вдоль захоронений кремлевской стены: через каждые 5 метров - мемориальные доски. Здесь жил такой-то якутский поэт, а здесь - такой-то якутский певец, рядом - якутский общественный деятель, глава такого-то управления, такого-то отдела, руководитель такого-то ЖЭКа, начальник транспортного цеха такого-то предприятия... А вот... Театр имени Пушкина.

    - Раньше он назывался "Русский театр имени Пушкина", - говорит участница творческого объединения "Северина" Зоя Щербакова. - Но после очередного ремонта фасада слово "русский" из названия исчезло. Зато в 200 метрах отсюда стоит новенькое здание, на котором огромными буквами написано: "Театр Саха".

    Якутск еще 20 лет назад был по преимуществу русским городом. Сегодня якутов на улицах - процентов 70. В темное время суток выходить из дома опасно. Город оказывается во власти хулиганских группировок, состоящих из отчисленных студентов. Они не собираются возвращаться в свои улусы, живут случайными заработками, а по ночам сбиваются в стаи, напиваются и в этом состоянии способны на все: как и у большинства северных народов, у якутов организм очень плохо справляется с алкоголем.

    В Якутском государственном университете (ЯГУ) я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента. Зато встретил одного русского преподавателя - Ларису Писареву, доцента кафедры экономика труда и социальных отношений. Мои впечатления она объяснила так:

    - У русских есть стереотип, что учиться надо в Москве.

    - А почему же тогда их достаточно много в местных платных вузах?

    Доцент говорит еще что-то и почему-то отводит глаза в сторону.

    Министр культуры и духовного развития Андрей Савич Борисов, в чью компетенцию входит и ЯГУ, оказался более откровенным:

    - Разумеется, есть фактор личных отношений. В республике живет чуть меньше миллиона человек, все друг друга знают и преподаватель-якут так или иначе оказывается пристрастным. Это приводит к тому, что подавляющее большинство студентов тоже оказываются якутами.

   - А переломить эту ситуацию - никак?

   Андрей Савич немного помолчал и ответил совсем честно:

   - Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?

"Отдельные русские"


    Иеродьякон Ефрем, заведующий канцелярией местного епархиального управления, должен был сегодня присутствовать на презентации книги об истории якутского шаманизма. В канцелярию пришло приглашение из администрации, но представители православного духовенства решили на мероприятие не идти. Тем не менее со мной отец Ефрем ведет разговор предельно осторожно:

    - В наших церквях и русские, и якуты вместе молятся и даже служат. Я более того скажу - если русский принимает крещение, это еще не значит, что он будет регулярно ходить в церковь. У якутов же более цельная натура. За крещением, как правило, следует полное воцерковление. Апостол Павел сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. То же самое он мог бы сказать и про якутов с русскими.

    - Но это во Христе. А в Якутии многие русские жалуются на притеснения со стороны "титульной национальности". Обоснованны ли, на ваш взгляд, их претензии?

    Отец Ефрем глубоко вздохнул:

    - Церковь не должна разделять. Церковь должна объединять.

    - Понятно.

    В конфиденциальных беседах представители духовенства говорят несколько по-другому:

    - Да, безусловно, притеснения есть, - рассказал другой человек из местной епархии. - Но в большинстве случаях их испытывают лишь "отдельные граждане". Те, которые сами по себе. Одиночки. Их много, но они каждый за себя - понимаете? Вот церковь, например, - это много людей, которые объединены одной верой. Поэтому нас притеснить не так-то просто.

    С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. 15 отдельных местных русских жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно.

   
Что даже во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что знание титульного языка часто требуют при поступлении на работу. Что на съезд отцов республики пригласили всего 8 русских делегатов. Что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль.

    Что при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку".

    Что часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".

   Я все это выслушал, записал, а потом спросил, как кого зовут, чтобы было на кого сослаться. Один отдельный русский назвал свое имя, второй, третий, а четвертый - попросил его в статье не указывать. "И я тоже не хочу себя афишировать", - сказал пятый отдельный русский. "И я тоже", - подумав, ответил шестой. И седьмой, и восьмой. И все остальные. А потом и первые трое отдельных русских как-то съежились и попросили вычеркнуть их фамилии тоже.

15:01 18.05.07

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema:
StandartinėParašytas: 31 Gru 2008 01:13 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
ЯКУТИЯ: ИСЛАМ - ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

(печатается в сокращении)


http://www.newatropatena.narod.ru/p26.htm

   Сайт Известия.ру опубликовал  статью, посвященную современному положению в Республике Саха (Якутия), c  не слишком   завуалированным  тезисом  -  «этнократия довела республику до разорения» -
стандартный лейтмотив старой песни - «вам  самим  со своей республикой не справиться».

Нет смысла разбирать сам текст статьи сколько-то подробно. В общем и целом, перечень её
несостыковок достаточно изложить в нескольких пунктах:

1.  Если после десятилетий "дружбы" и "высокого процента смешанных браков" вдруг выплывает
жесткий национализм, значит, национальные проблемы в Якутии были. Судя по тому, в каких формах
пошел якутский национализм, значит в эпоху "дружбы"  единственный путь для карьеры был через
смешанный брак.
2. Непонятно, как якутский национализм связан с наличием на посту президента Якутии русского
Вячеслава Штырова. Если бы был такой национализм, как изложенно в статье, то русский президент -
это нонсенс.
3. Журналисты прямо обвинили в криминале только якутов. Как будто русских бандитов в Якутии нет.
4. Если в университеты берут только якутов, то откуда в Якутске столько "отчисленных студентов", что
они сколачиваются в банды и терроризируют город?
5. Выдвинуты претензии по требованию владения якутским языком. Странно, что на территории
национальной республики не может быть главенствующего положения  национального языка.

Тем не менее - всё это лежит на поверхности, во многом - может быть спорно, и далеко не так
интересно.Интересен - сам пример. Точка приложения. Объект атаки.

Выбор Якутии - показателен. Очевидно, что именно немусульманские нерусские народы РФ являются
самой беззащитной частью её населения, а их государственные образования - наиболее легкой целью
для политики, направленной на унификацию российского государства.

Судьба Коми-Пермяцкого АО - лишнее тому подтверждение.

Нравится это кому-то или нет, но Ислам дает народам его исповедующим - полный спектр
идеологического, духовного и политического оформления сопротивления эти тенденциям.

Более того, с точки зрения Ислама такое сопротивление является обязанностью верующего, а
уклонение от него и конформизм - недопустимым явлением.

Немусульманские же народы (в том числе и якуты), зачастую  лишены такой базы.

Таким образом - вектор противостояния мусульманских народов московскому гегемонизму, в
зависимости от глубины их  исламского просвещения - структурирован и оформлен именно в контексте
мирового исторического противостояния Единобожия и язычества, являясь лишь одним из многих его
фрагментов.

Скажем иначе - это не банальная «национально-освободительная борьба» в изложении советских
учебников.

Мусульманские народы, веками противостоящие московскому диктату, имеют, конечно, свою
специфику, а их тактика и стратегия могут обладать своими  особенностями, но, в общем и целом - речь
идет, снова же -  о системном противостоянии, противоборстве двух мировых структур - Ислама и
куфра.

Вопрос же противостояния какого либо локального национализма какому-то локальному империализму
не имеет межсистемного характера и зачастую один из этих субъектов находится в единой плоскости с
другим, выводя свое противостояние на простое соотношение материально-технических
характеристик.

И здесь, конечно же - федеральный центр однозначно превосходит любую из республик   - по каждому
пункту.

Поиск опоры вовне, опять же, приводит к опоре на силы этой же системы - в случае с Якутией речь
может идти о Японии, Китае, США. Но это ведет лишь к смене субъектности самих якутов на
объектность, в результате чего народ становится разменной монетой в игре чуждых сил.

В этой связи - якутам необходимо четко понимать, что именно может стать их опорой и поддержкой в
борьбе за свои интересы так, что бы вывести их из внутрисистемного противостояния с многократно
превосходящим противником.

Как уже было сказано -  статья с «Известий» есть лишь маленький камушек в окно якутского дома.

Те силы, что направлены на сворачивание национальной государственности в составе РФ  будут
проверять его прочность вплоть до того момента, пока не почувствует   способность его окончательно
сломать.

Если же эти силы  сломают свои зубы, то, в условиях глобализованного миропорядка - кто и что
придёт им на смену, и будет ли это - спасением Якутии и её народа?

До тех пор, пока якуты не рассмотрят свою проблематику в контексте именно межсистемного
противостояния, и не поймут, какие системы являются ведущими в этом мире - выход найден не будет.

Сводить всю проблематику якутов к тезису «о плохих русских» - неконструктивно.

Есть силы, которые  только того и ждет, что бы где-то, на территории их владений  вспыхнул
межнациональный конфликт, в рамках которого они сыграет роль мудрого арбитра, а то и набьют себе
статус «русской власти» (или же - по обстановке - защитника национальных меньшинств от русских
экстремистов - тут уж как фишка ляжет).

Главное - что бы этот конфликт не имел межсистемного характера, а лежал в области этнического
противостояния.

Возможно, слишком преждевременно ставить такой вопрос перед якутами тогда, когда до сих пор сами
мусульмане, не смотря на находящиеся в их распоряжении положения собственной религии - до сих
пор пытаются решать свои проблемы с опорой на институты  чужой системы.

Но - тем не менеe этот вопрос - вопрос противостояния двух мировых систем и понимания истории
как борьбы Единобожия с  неверием в любой его форме (капитализм, коммунизм, фашизм, глобализм,
либерализм, империализм) - обойти невозможно.

И, так или иначе - любой нации, не только якутам - прежде всего, для решения своих проблем и поиска
выхода - нужно ответить на этот главный вопрос - что, кроме Ислама является в сегодняшнем мире -
полноценной  политической альтернативой существующему миропорядку?

А в этой связи  начать понимать, прежде всего - что Ислам не является "одной из многих религий",
помимо собственно теологии,   это - ещё и  отшлифованная веками  политическая программа,
направленная на противодействие тому мировому злу, в контексте которого - и империи, и
международные законы и институты и транснациональные корпорации и многое другое - есть одна -
тесно связанная  цепочка.

И тогда, может быть, станет ясно, что Ислам в его истинной, а не бутафорско-марионеточной форме,
является естественным оплотом, пристанищем и союзником для любого народа находящегося под
зульмом (угнетением).

Якутам так же необходимо понять, что   Исламское движение  есть   единственная сила, опирающаяся
на право, над которым бессильны крючкотворства российского, европейского или т.н.
«международного» законодательств.

Для мусульман очевидно, и не подлежит сомнению, что лишь Ислам и исламский путь, политическая
концепция Ислама - есть единственное полноценное спасение любой нации.

Вместе с тем - Ислам - религия реалистов, и мы должны исходить из того, что одних только слов,
самых правильных из всех могущих быть - недостаточно, и то, что является очевидным для
уверовавших в Аллаха и Пророчество Мухамада (с.а.с.) - может быть, на первых порах неочевидно для
людей, не имеющих полноценного представления об Исламе.

Следовательно, нужны и другие пути, другие механизмы, способные начать действовать уже сейчас.

Якутам в любом случае нет смысла запираться в решении своих проблем, и сегодняшних, и неизбежно
грядущих -в рамках одной лишь Республики Саха.

Сегодня якутам  нельзя забывать, что они - тюрки.

Но мыслить нужно, при этом,  не в духе примитивного пантюркизма, основанного на крови и почве, а
рассматривать тюркские корни  как самый надежный и эффективный на данном этапе способ
установить тесный контакт именно с тюрками-мусульманами, обладающими полноценной
методологией   борьбы за свои интересы, превращающей её в элемент мирового, системного
противостояния.

Тюркский фактор должен открыть дорогу якутам, тем из них, кто обеспокоен судьбой своей родины и
народа, не  на  форумы, где обсуждаются разного рода утопии и прожекты - вроде создания Великого
Турана, а к исламским центрам Идель-Урала.

Других путей у Якутии - нет.

Один на один противостояние с внешними силами якуты не выдержат, ибо, при всем уважении к этой
мужественной нации - слишком несоизмеримы силы.

Не спасут Якутию ни международные, ни европейские инстанции, ибо всё их влияние на
политические круги России есть лишь глобальная коммерческая и политическая игра, в которой цена
жизни целых народов, их государственности и культуры есть лишь разменная монета.

Спасет Якутию и послужит ей надежной защитой и опорой в борьбе за свои права только Ислам, его
духовная и политическая концепция, и открытие себя, своего сердца - Исламу.

Национализм крови, способный дать стимул для борьбы, спасти от ассимиляции и избавить от
пораженческих настроений - сам по себе не является выходом без глубокой теологической базы
освобождения.

Всегда хорошо, когда такой национализм есть.

Но плохо, когда нация, ведомая им, определяет общий смысл и совокупность своих целей и задач
решением лишь сиюминутных вопросов.

Как жить дальше и на основе чего строить свое будущее - вопрос не мене важный, чем - как добиться
успеха?

Как, решив одну проблему, не стать разменной монетой в играх других сил?

Упования на Японию, США, Китай - свойственные многим националистам Сибири и Дальнего
Востока - не обернутся ли ловушкой для них?

И сама борьба, с опорой на эти силы, не станет ли в итоге игрой великих держав с использованием
того или иного национального фактора?

На все эти вопросы должен быть найден ответ и не когда либо, а уже сейчас.

Ислам - это единственная сила, освобождающая любой народ от статуса игрушки и марионетки. Это
может звучать громко и пафосно, но это так, в силу самого характера Ислама, представляющего собой
покорность Создателю, изложенную в Законе, имеющем четкую регламентацию всего и вся, в том
числе и вопросов политического и социального характера, и, что не менее важно - в  миропонимании
и самоидентификации в контексте истории и мировой политики.

Понять это можно лишь в контексте реализации его смысла и его политических задач.

И для этого нужен первый, правильный шаг, контакт.

Когда тюркские народы подменяют единство в вере единством крови - это большое зло.

Но  когда единство крови ложится в основу интеграции более широкого плана, интеграции под флагом
Единобожия, то такой пантюркизм, пантюркизм как средство, может быть использован, и те плюсы,
что он дает - нужно реализовывать.

У якутов и тюрков-мусульман - общая тюркская основа. Общие проблемы. Общие цели и задачи -
спасение от вырождения и защита национальных интересов.

Но у тюрков-мусульман, помимо этого - связь с уммой Пророка Мухаммада (с.а.с.) - его метод, его
тактика, его стратегия.

И обращая к якутам свой призыв - призыв к Единобожию, тюрки-мусульмане, прежде всего - готовы и
способны предложить якутам способ истинного освобождения, полноценную и эффективную
политическую программу реализации своего потенциала на том пути, что принадлежит ни Западу, ни
Востоку, но - религии Господа Миров.


Суммируя все вышесказанное, есть смысл сфокусировать внимание в рамках данной проблемы на
следующих пунктах:

1.                  Никто не берется поучать якутов и навязывать им свои стереотипы. Но - следуя
императивам Ислама как религии справедливости, мусульмане не могут оставаться безучастными к
судьбе своих соседей, а по тюркской линии - кровных родственников, находящихся под атакой  общего
противника.

2.                  Ислам предлагает осмысление места каждого индивидуума, нации и государства в рамках
человеческого сообщества и одновременно - осмысление своего места в контексте противостояния
двух мировых систем. Ислам же - четко и ясно определяет суть этих систем - Законы Единобожия и
законы неверия - законы джунглей.

3.                  Якутам есть смысл оценить справедливость этих положений и объективно оценить
положение своей республики в рамках как российского   государства, так и мирового порядка, частью
которого оно является. Якутам так же нужно определить - хотят они, что бы их народ и их государство
был объектом влияния инородных сил или же субъектом, находящимся в системе Единобожия
4.                  Якуты могут использовать ту возможность, что дает им общий тюркский базис - сначала
для выхода и политического альянса с тюрками-мусульманами на платформе крови, а затем -  для
открытия, осмысления и понимания исламской политической методологии, тактики и стратегии
борьбы. Это тот шанс, который должен быть опробован в любом случае.

Якутия - богатейшая республика. Якуты - сильный и мужественный народ.

Ислам, или же - как минимум союз с Исламом, объединение с Исламом, вхождение в вектор
исламского сопротивления всем вариациям угнетения, хищничества и рабства - это выбор сильных и
мужественных людей. Ислам - его совершенная духовная база, его безукоризненная историческая и
политическая концепция, основанная не на человеческих измышлениях, а на основе Слова Аллаха -
открыты для любой нации, для любого народа.

Его свет способен озарить любой уголок мира, осветив путь к истинной свободе и спасению.
 
Даниял Туленков

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema:
StandartinėParašytas: 18 Sau 2009 00:26 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
TAUTINĖ POLITIKA RUSIŠKAI


Šaltinis - http://www.slaptai.lt/

Imantas Melianas

Jakutai


   Tai, kas pasakyta apie komius kaip Rusijos europinės dalies šiauries rytų regiono tautų tradicinius hegemonus, tinka ir Rytų Sibiro šiaurinės dalies hegemonams - jakutams („sacha“). Jakutai – vienintelė Šiaurės tauta, kuriai rusų bolševikai buvo suteikę ne „nacionalinės apygardos“, bet autonominės respublikos (ASSR) statusą. Tai iš dalies suprantama, nes jakutų yra 3 – 4 kartus daugiau, negu visų kitų Rusijos Šiaurės, Sibiro ir Tolimųjų rytų tautų atstovų kartu paėmus.

    Jakutų tauta susidarė iš klajoklių tiurkų (kurie šimtmečiais kontaktavo su piečiau gyvenusiomis mongolų ir mandžiūrų tautomis, nuolat sąveikavusiomis su kinais ir tibetiečiais) ir mandžiūrams pagal kalbą giminingų čiabuvių evenkų (tungusų), šiaurės rytuose – taip pat iš seniausių Azijos šiaurės gyventojų jukagirų. Būtent dėl to jakutai kultūrine ir ūkine prasme buvo pranašesni už savo tiesioginius kaimynus, jie vienintėliai šiaurėje statėsi medinius namus – „balaganus“ (tiesa, apskritaus plano, kuris primindavo klajoklių jurtą) ir veisė žemaūgius arklius. Nuo 1819 metų jakutai turėjo raštą „kirilicos“ pagrindu, kuris 1917 metais buvo pakeistas lotynų raidynu, o 1940 metais – vėl „kirilica“.

    Bet koks pranašumas (nors ir regioninis, nors ir nenuspalvintas iki tam tikro momento politiškai) rusų šovinistams reiškė iššūkį. Ypač juos sudirgino tai, kad iki XIX amžiaus pabaigos jakutai galutinai asimiliavo šiaurinius evenkus (susidarė jakutų – elnininkų etnografinė grupė) ir plačiu frontu išėjo į pietinę Šiaurės vandenyno pakrantę. Tapo aišku, kad bet kokia išorinė įtaka – ar tai iš JAV valdomos Aliaskos, ar tai iš mandžiūriškos Tsingų dinastijos valdomos Kinijos, ar tai iš pantiurkizmą (jakutų kalba priklauso tiurkų grupei) propaguojančios Osmanų imperijos – gali reikšti Eurazijoje rusų sukurto geopolitinio vientisumo eroziją.

    Panašiu metu, kaip jakutai – elnininkai, Taimyro pusiasalio rytinėje dalyje susidarė dar viena jakutų etnografinė grupė – dolganai („dulgaan“). Jų pagrindą irgi sudarė ne tiek į šiaurę atsikėlę jakutai, kiek sujakutėję evenkai ir... net sujakutėję rusai „starožilai“, apsigyvenę šiose platumose dar XVII amžaus pabaigoje. To buvo jau per daug. Maskva pripažino tik vieną asimiliacijos kryptį – kitataučių surusinimą, bet kad rusus nutautintų kažkokie „inorodcai“ – tai buvo stačiai nepakenčiama. Padėtį pakeisti galėtų tik radikalus regiono etnodemografinės situacijos pakeitimas, bet caro valdžia dar nebuvo išradusi GULAG‘ų. Todėl buvo apsiribota tik paskelbiant dolganus atskira nuo jakutų tauta.

    Tos pačios linijos laikėsi ir bolševikai. Dolganų (7 tūkstančiai žmonių) gyvenamos žemės nebuvo įjungtos į Jakutijos ASSR sudėtį; 1930 metais jos kartu su rytinių nencų ir pastariesiems giminingų samodiečių tautų – encų ir nganasanų – etninėmis teritorijomis įėjo į etniškai margą naujadarą – Taimyro (dolganų ir nencų) nacionalinę apygardą, priskirtą Krasnojarsko kraštui. 1978 metai sovietiniai „internacionalistai“ pagaliau susivokė, kad statistiškai „savarankiška“ dolganų „tauta“ visgi naudoja raštui bendrinę jakutų kalbą. Tuomet buvo nutarta institucionalizuoti atskirą „dolganų kalbą“ (žinoma, tos pačios „kirilicos“ pagrindu), kuri skiriasi nuo jakutų literatūrinės kalbos vos poros raidžių rašyba.

    Kaip sakoma, būtų juokinga, jei nebūtų graudu. Kaip matome, Maskvos tautinės politikos „cerberiai“ atidžiai stebėjo ne tik stambių ir politiškai angažuotų, bet ir santykinai „nekenksmingų“ Šiaurės tautų etninio vystymosi procesus, kas vertė juos imtis tam tikrų „prevencinių priemonių“. Kiek tai buvo veiksminga – atskiras klausimas, tačiau nuo pasibaigusio šimtmečio devintojo dešimtmečio Jakutsko gatves vis dažniau drebina jakutų jaunimo masinės demonstracijos.

    O čia dar pranešimai apie Grenlandijos eskimų ketinimus skelbti savo tėvynės nepriklausomybę...

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema:
StandartinėParašytas: 01 Gru 2009 14:17 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Источник - Роковая идея: «единая неделимая»
http://forum.istorija.net/forums/thread ... etcookie=1

Автор - Довмонт

Выдержка:

    "Национальная политика правящей партии - слабая, контрпропаганда против Запада - тоже слабая.

     И вот понятный мне пример. Зачем надо было присоединять Эвенкийский национальный округ к Красноярскому краю? Мы сами ликвидировали центр объединения традиционных союзников русских в Сибири, способных сдерживать аппетиты якутских сепаратистов.

     Ныне на роль центра объединения тунгусов - эвенков и эвенов - начинает претендовать Якутск. Интересно, к каким еще идеям и движениям приведет ошибка присоединения Эвенкии к Красноярскому краю?

     В июне 1924 г. в Нелькане состоялся съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов.

     Было избрано Временное Центральное Тунгусское национальное управление, в состав которого вошли тунгусы: председатель — К. Стручков, заместитель — Н.М. Дьячковский, члены управления — Е.А. Карамзин и Т.И. Иванов.

     Съезд утвердил в качестве начальника Главного штаба тунгусских партизанских отрядов П.В. Карамзина.

     Новое руководство приняло решение о создании на территории, населенной тунгусами, самостоятельного государства. Мятежники создали свою атрибутику. Приняли трехцветный флаг Тунгусской республики: белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый — лес, черный — землю. Был принят также гимн.

     По небесспорному мнению якутских историков "основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа вокруг единой национально-территориальной единицы, которая должна была войти в состав Якутии".

     “Участники движения вовсе не хотели кровопролития и были готовы решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. К.К. Байкалов отметил, что повстанцы отпустили на свободу всех пленных красноармейцев и сотрудников ОГПУ. В этом отношении «дикари-туземцы» оказались умнее охотских властей.

     Но официальные круги методом разрешения конфликта избрали насилие. В 1924 г. Якутский окружной исполнительный комитет опубликовал обращение «Ко всем трудящимся якутам, тунгусам. К национальной интеллигенции», в котором повстанцы предстали как «уголовные грабители», «наглые разбойники», «преступники».

     Якутское культурно-просветительное общество «Саха омук» приняло постановление, в котором новое движение оценивалось как авантюра и уголовный бандитизм. Содержался призыв к членам «Саха омук» принять участие в борьбе с повстанцами.”

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema: Re: Jakutija - Sacha
StandartinėParašytas: 26 Sau 2017 03:26 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina

http://imhoclub.by/ru/material/pochemu_ ... z4Wp49FJnv

(№538) Kęstutis Čeponis, Литва - Людмила Сафронова (№379)

---Якутия не претендует быть суверенным государством----

И откуда эти сказочные сведения... :)

Претендует, да еще как... - им давно уже осточертело своими алмазами и золотом кормить Москву. И они давно уже договариваются на прямые поставки с Японией, Южной Кореей, Китаем, США...

Только пока у Якутии нет достаточной силы и подходящих военно-исторических условий, чтобы окончательно сбросить москальское ярмо.

Поэтому сейчас просто постепенно выдавливают со своей земли всех москалей - тихо, но решительно и очень настойчиво... :)

В Якутии это никому не секрет.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema: Re: Jakutija - Sacha
StandartinėParašytas: 10 Spa 2018 21:25 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Якутия: холод, алмазы, якутский национализм


https://sputnikipogrom.com/russia/56079/yakutia/

Покорение


Присоединение Якутии — пример невероятно быстрой колонизации огромной территории. В 1619 году пленный тунгусский князец Илтик, находясь в остроге Енисейск, поведал казакам о великой реке Лин, расположенной где-то на востоке. По его словам, по ней «ходят суды большие и колоколы на них великие есть, звон их они слышат часто, и из пушек с тех больших судов стреляют».

Проверять правдивость этого рассказа на восток отправился отряд из 40 вольных людей, возглавляемый русским промышленником Пантелеем Демидовичем Пендой. В 1620–1623 годах землепроходцы преодолели более восьми тысяч километров по суше и рекам. По дороге путешественники торговали с якутами и изучали их быт. История про могучий флот туземцев, конечно же, оказалась выдумкой — впрочем, Илтик пересказывал ее с чужих слов. Зато тунгусский князец не ошибся в другом — русские действительно открыли великую реку, получившую имя Лена.

Сведения о наших первооткрывателях сохранились и в якутских преданиях. В рассказах о полулегендарном князе кангаласского племени Тыгыне Дархане есть упоминания о русских, которые поразили вождя своей мудростью и умением работать. Землепроходцы появились неожиданно и также внезапно исчезли.

Следующая группа из 30 человек, возглавляемая боярским сыном Самсоном Новацким, отправилась в Якутию в 1629 году. На этот раз целью экспедиции было не только исследование, но и сбор ясака, а также установление власти государя. В следующем году отряд наткнулся на «конную якутскую орду» и вернулся в Тобольск.

Paveikslėlis

Куда большего успеха удалось добиться сибирскому казаку Ивану Галкину. Он привел в подданство пятерых местных феодалов и собрал ясак. Русские летописи сообщают, что отряд атамана «многих непокорных побити, а жен и детей их в полон взяти». Галкин первым из европейцев ходил по верховьям Лены и Ангаре. В 1631 году он основал острог Усть-Кут.

В 1632–1633 гг. енисейский сотник Петр Бекетов, имея отряд всего из тридцати воинов, колонизировал земли 31 князца — практически всю центральную Якутию. Покоряли местные племена, что называется, «пищалью и добрым словом» — со многими вождями удалось договориться, но несколько крепостей казаки предали огню. В 1632 году Бекетов основал Ленский острог, окруженный частоколом с пятью башнями. Именно с него началась будущая столица региона — город Якутск.

В 1634 году крепость пережила двухмесячную осаду. Около тысячи аборигенов из нескольких племен под предводительством князца Мымака окружили острог. Состоящий из 200 человек гарнизон голодал, многие болели цингой. Несколько раз казаки совершали дерзкие вылазки, пытаясь прорвать осаду. В итоге туземцы перессорились между собой и ушли от стен форта, а русские сразу же двинулись в наступление — восставшим туземцам предстояло познать всю глубину своей неправоты. В том же году произошло столкновение людей Ивана Галкина с отрядом мангазейского атамана Ивана Корытова, закончившееся поражением последнего. Казаки не смогли решить — кто должен собирать ясак с местного населения. Фронтир (причем не только в России) всегда привлекает людей определенного склада характера, поэтому такие эпизоды неудивительны.

Последнее крупное восстание произошло в 1642 году. Оно началось с уничтожения нескольких отрядов русских сборщиков ясака. Бунтарей усмирил первый якутский воевода Петр Головин. 23 туземца отправились на виселицу, многие умерли от пыток, сгорели несколько якутских поселений — вместе с жителями.

Советская историография изображала Головина настоящим монстром, от которого жестоко страдало не только местное население, но и его собственные соратники. В итоге они якобы написали челобитную царю, который снял воеводу с должности и подверг суду. Однако другие источники говорят, что Головин полностью отслужил предписанный ему пятилетний срок в новообразованном Якутском уезде, а потом продолжил государственную службу на других должностях. Именно по приказу воеводы были предприняты несколько экспедиций, позволивших открыть немало новых земель. Есть сведения, что при Головине сумма собираемого с якутов ясака возросла с 28 тысяч рублей в 1640-м до 169 тысяч в 1647 году (для сравнения, корова в те времена стоила около 2 рублей). Да, крутой нрав царского наместника не вызывает сомнений, в эпоху Великих географических открытий с гуманизмом вообще было тяжело.

Paveikslėlis

С самого начала колонизации Якутии туда устремились русские переселенцы. В 40-е годы их число достигло примерно 2,5 тысяч (на 25 тыс. туземцев). Несмотря на то, что мелкие стычки (значимость которых многократно раздули красные историки) случались и после подавления восстания 1642 года, в целом местное население убедилось, что мирное сосуществование с русскими несет немалую выгоду. Царское правительство предпочитало просто собирать ясак, особенно не вмешиваясь в традиционный уклад жизни якутов (хотя среди коренных народов постепенно распространялось православие, и к XVIII веку христианство стало в регионе господствующей религией). Русские колонисты познакомили аборигенов с земледелием (хотя урожаи в этих суровых краях получались небольшими), новыми технологиями в ремеслах и рыбной ловле. Распространение огнестрельного оружия существенно упростило охоту. В регионе начала активно развиваться торговля. Кроме того, включение Якутии в состав русского государства остановило бесконечные межплеменные распри.
Имперский период

В XVIII–XIX вв. в Якутию неоднократно направлялись различные научно-исследовательские экспедиции — географические, астрономические, геологические и другие. Кроме того, начиная с 1640-х уезд становится местом ссылки. Сюда отправляют уголовников, сектантов (например, скопцов и духоборов), политзаключенных (декабристов, народовольцев, затем большевиков).

В 1851 году Якутия получила статус самостоятельной области на правах губернии.

Построение национального государства неразрывно связано с техническим прогрессом. Всеобщее образование, массовая культура и СМИ помогают осознать себя частью общности куда большей, чем деревня или род. Современные виды транспорта делают прежде труднодоступные регионы связными, а страну — по-настоящему единой. Развитие капиталистических отношений создает класс собственников, которые заинтересованы в построении системы, способной отстаивать права национального капитала.

Paveikslėlis

Фрагмент карты азиатской части Российской империи, 1868 г.

Безусловно, все эти процессы затрагивали и Якутию. В этом особенно велика заслуга Ивана Ивановича Крафта, губернатора области в 1907–1913 годах. В этот период в регионе активно открываются школы, больницы и приюты, проводятся геологоразведочные экспедиции, растет добыча полезных ископаемых. При Крафте все населенные пункты Якутии были нанесены на карту, в области открылось отделение Русского географического общества. Шла активная поддержка сельского хозяйства и торговли, развивалось пароходное движение на Лене. В 1910 году был создан первый потребительский кооператив, спустя 6 лет их число выросло до 43-х. В Якутии появились телефон и телеграф. Столица региона была заметно благоустроена, в городе шло активное каменное строительство, жители получили электростанцию, музей и синематограф.

И все же имелся целый ряд факторов, замедлявших развитие региона. В первую очередь, конечно, суровый климат и труднодоступность (решение о прокладке железной дороги до Якутска было принято еще в начале ХХ века, но ему помешала вначале Русско-японская, а затем Первая мировая война). Естественно, сказывалась и невероятно низкая плотность населения — около 270 тысяч человек на площади в 3,97 млн квадратных километров. Цивилизовать территорию, где расстояние между населенными пунктами может достигать сотен верст — намного сложнее, чем густонаселенные области в центре Российской Империи.

Но главное — в отличие от многих других сибирских губерний, в Якутии была очень мала доля русских. По переписи населения 1897 года, их насчитывалось 11,3%, в 1926 году — 10,56%.

Советская Якутия


Гражданская война на территории Якутии завершилась лишь в июне 1923 года с ликвидацией героического отряда Анатолия Пепеляева. О его походе на Якутск «Спутник и Погром» в свое время опубликовал подробную статью https://sputnikipogrom.com/history/1633 ... -campaign/.

В 1921–1928 гг. в регионе (с 1922 года имевшем статус Якутской АССР) прогремели сразу 3 восстания. Все они были подавлены, а их лидеры и многие участники — репрессированы.

Параллельно в этих местах шла большевистская политика коренизации. Если до революции якуты пользовались немного измененным русским алфавитом, то еще с 1917 года местное национальное движение «Саха Аймах» начало внедрять латинское написание, разработанное студентом-якутом Семеном Новгородовым. В 1929 году алфавит был унифицирован, опять же на основе латиницы. Возвращение к кириллице состоялось лишь спустя 10 лет.

Paveikslėlis

Одновременно с якутизацией в регионе начала постепенно расти доля русских — новым предприятиям требовались квалифицированные кадры. Важной вехой в освоении региона стала начатая в 1924 году промышленная разработка золота на Алданском нагорье (разумеется, благородный металл добывали в Якутии и до этого, в 1851–1901 гг. было произведено 377 тонн золота на 400 млн рублей). Для старателей был построен поселок Незаметный, позже получивший статус города и переименованный в Алдан. В 1925 году из 13,5 тысяч жителей Алдана русские составляли 58%. В 1933 году в рамках развития Северного морского пути к востоку от устья Лены был основан поселок Тикси и одноименный порт.

Однако немалая часть этой промышленной мощи создавалась руками заключенных. На территории Якутии до середины 50-х располагались лагеря Дальстроя и ГУЛАГа.

7 августа 1949 года на Соколиной косе у поселка Крестях Сунтарского улуса республики геологическая партия Григория Файнштейна нашла первый в Якутии алмаз. В 1954-м началась разработка первой в Советском Союзе кимберлитовой трубки «Зарница». Годом позже начал функционировать самый знаменитый в нашей стране алмазный карьер, действующий по сей день — «Мир». Затем началась добыча и на других месторождениях (не только алмазных). Все это время неуклонно росла численность и доля русских в населении региона. Своего пика она достигла в 1989 году — в тот момент 50,43% жителей ЯАССР (550,3 тыс. человек) составляли русские. Якутов было 365,2 тыс. или 33,38%. Вскоре, однако, расклад поменялся на прямо противоположный.

Paveikslėlis

Рождение нации


Весной 1986 года в Якутске произошли межэтнические столкновения, продлившиеся несколько дней. В них участвовали 600–700 русских и якутских студентов. Последние также выходили на демонстрации под националистическими лозунгами. В итоге милиция задержала около 100 человек, по трое участников конфликта с каждой стороны впоследствии были осуждены на сроки до 4 лет.

27 сентября 1990 года была принята декларация «О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» (Саха — самоназвание якутов). Она провозглашала регион независимым государством в составе РСФСР и СССР, наделяла местную конституцию верховенством на территории республики, вводила якутское гражданство. В ЯССР создавался собственный валютный фонд, она наделялась правилом вести самостоятельную внешнюю политику. В качестве государственных языков устанавливались якутский и русский. В качестве дани советскому прошлому в Декларации упоминались «интернационализм и дружба народов».

В декабре 1991 года первым президентом республики стал Михаил Николаев. Следующей весной ЯССР переименовали в Республику Саха (Якутия).

Одновременно в регионе работали различные национальные организации. Еще в 1990-м возродилось существовавшее 1922–1928 гг. объединение «Саха омук» («Якутский народ»). Его возглавил Андрей Борисов (в 1990–2014 годах — министр культуры и духовного развития Якутии). Организация, объединявшая в основном якутских горожан, боролась за укрепление суверенитета республики. Правда, просуществовала она недолго, распавшись в том же году, в котором и появилась.

В 1993-м возникло общество «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Лазарем Афанасьевым-Тэрис. Как сообщает «Историческая энциклопедия Сибири», объединение проводило работу в улусах республики. «Его члены доби­вались увеличения этнополитического статуса якутов в регионе. Во второй половине 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духовной деятельности: устанавливали этнокультурные контакты с тюркскими народами, реконструировали основы якутской религии „Учение Айыы“ и проводили культурно-просветительскую работу».

Энциклопедия отмечает, что «национальным объединениям в Якутии удавалось сплотить широкие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. По­пытки выдвижения этнорадикальных целей отдельными лицами не находили социальной поддержки среди населения. В 1990-е гг. национально-культурное возрождение фактически осуществлялось руководством Республики».

«Возрождение» привело к тому, что число русских в республике за 21 год сократилось почти на 200 тысяч человек. Согласно переписи населения 2010 года, в Якутии насчитывалось 353,6 тыс. русских (36,9%). За тот же период численность коренного населения выросла до 466,5 тыс. (48,67%). А так как русские в регионе проживают практически исключительно в городах, а якуты — в сельской местности, где зачастую нет работы, смена этнической карты региона наиболее заметна на улицах Алдана, Вилюйска, Мирного, Якутска и других городов республики.

Paveikslėlis

Этническая карта Якутии по данным переписи населения 2010 г.

В отличие от Чечни или Тувы выдавливание русских из Якутии шло не столько силовыми, сколько политико-экономическими методами. Банкротились предприятия, из-за чего потерявшие места сотрудники вынуждены были переезжать в другие регионы в поисках лучшей доли. Русским абитуриентам создавались сложности при поступлении на бесплатные отделения вузов. Якуты получали приоритет при устройстве на государственные должности. С фасада основанного в Якутске еще в 1891 году Русского драматического театра имени Пушкина исчезло слово «Русский».

Как это обычно бывает в национальных республиках, проблемы начались и у русского языка. В прочитанном 5 января 2003 года на Совете по русскому языку при Правительстве РФ докладе известного филолога Николая Самсонова говорится, что из 680 школ региона 239 являются русскими, еще 85 — билингвальными, а все остальные — якутскими.

«В настоящее время становится очевидным, что вытеснение, сокращение русского языка из программы якутских школ может принести и приносит отрицательные последствия. Попытка переводить на якутский язык алгебру, тригонометрию не выдерживает никакой критики», — отмечает Самсонов.

Позже, в 2011 году, по данным республиканского Минобра, из 151 тысячи школьников региона якутский как государственный изучали 88 тысяч. Это 58,3% — заметно больше, чем доля якутов в населении республики на тот момент.

Важный элемент любой национальной элиты — творческая интеллигенция — у якутов тоже имеется. Республика — лидер среди субъектов РФ по числу выпускаемых фильмов. В 2014 году одних только полнометражных картин сняли 13 штук (против девяти годом ранее). При этом по кассовым сборам в Якутии кино местного производства зачастую обгоняет и голливудские блокбастеры, и распиаренные федеральными телеканалами российские ленты.

Paveikslėlis

В 2007 году была ликвидирована Русская община Якутии. Вскоре ее лидер Сергей Юрков и еще несколько его сторонников получили по 1–2 года заключения по 282-й статье. Их осудили за расклейку в Нерюнгри объявлений, призывающих отказаться от найма китайских гастарбайтеров при строительстве газопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Проблема притока трудолюбивых среднеазиатских братушек в регионе действительно существует. В 2002–2010 гг. число киргизов выросло на 245% — до 5022 человек, узбеков — на 176% — до 3332, таджиков — на 144% — до 2696. При этом рекорд по миграции из Киргизии, Узбекистана и Китая был достигнут уже после последней переписи — в 2011 году. Из-за этого стремительно меняется лицо местной мусульманской общины, прежде состоявшей в основном из татар и башкир.

Еще одну попытку заявить о своих правах русские Якутии предприняли в октябре 2013 года. Тогда в Москве прошел митинг против коррупции в республиканском МВД. Участники говорили о кумовстве и клановости в местных органах власти, отсутствии в них представительства русских, растущем якутском национализме и в целом о притеснениях. Свое обращение протестующие адресовали Владимиру Путину. Разумеется, никакого ответа от «самого большого русского националиста» они не дождались.

Тревожное будущее


Ситуация в Якутии меняется медленно, но неостановимо. Прямого геноцида, как на Кавказе или в Туве, тут не случилось, доля русских пока еще высока. Но она снижается. Массовых кровавых столкновений, как на Ставрополье, еще не было, но первые искорки уже вспыхивают. Взять хотя бы случай, произошедший в ноябре 2015 года в медицинском училище Алдана, где якуты избили страдающего эпилепсией русского подростка. Сразу после этого студенты в соцсетях писали о дискриминации русских в училище, а вечером у общежития прошел народный сход, на который пришли порядка 60 представителей русской молодежи. Причем полиция на следующий день начала выяснять личности тех, кто участвовал в акции протеста и «нагнетал атмосферу в социальных сетях». Ужасных русских фашистов грозили найти и «предупредить об ответственности». Российская Федерация: ответственность несут не те, кто избивал инвалида, а те, кому это не понравилось. Коренизация никуда не делась — в РФ её проводят не менее рьяно, чем в Советском Союзе.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
 Pranešimo tema: Re: Jakutija - Sacha
StandartinėParašytas: 10 Spa 2018 21:26 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27140
Miestas: Ignalina
Paveikslėlis

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 7 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007