Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 01 Geg 2024 17:23

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 10 Rgs 2021 15:33 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27116
Miestas: Ignalina
Погребальный обряд пруссов


https://www.facebook.com/vladimir.kulakov.39

Vladimir Kulakov
2021 Rugsėjo 4 d., 17:11


Ныне в FB появилось немало публикаций, где местные странноведы, они же - краэзнавци, пытаются интерпретировать различные события, произошедшие на многострадальной земле юго-восточной Балтии.

При этом наивному читателю эти поборники исторической «истины» забывают сообщить о том, что ни средневековых диалектов немецкого языка, ни Latina linqua vulgatа они не знают. Как при этом пытаться заниматься анализом истор. источников – остаётся не ясным.

Пример «Истории Нем. ордена» приводит тут не буду из глубочайшего уважения к ея автору.

Попробуем все вместе посмотреть, что несут в себе письменные источники по истории Пруссии. Поговорим о прекрасно изученном (исключительно археологически) погребальном обряде пруссов.

Первое упоминание о нём восходит к IX в. и присутствует в заметках англо-саксонского купца Вульфстана о его путешествии на западную окраину земли пруссов (автор заметок называет их «эсты», у античных историков - Aestii):

«И есть у эстов обычай, что, когда человек умирает, он лежит в [своем] доме, несожженный, со своими родственниками и друзьями, месяц, а иногда и два. А король и другие люди высшего сословия — еще дольше, в зависимости от того, насколько они богаты; иногда они остаются несожженными в течение полугода. И они лежат на земле в своих домах. И все то время, пока тело находится в доме, они должны пить и участвовать в состязаниях, до того дня, когда его сожгут.

Затем в тот день, когда они понесут его на костер, они делят его имущество, которое осталось после возлияний и состязаний, на пять или шесть, а иногда и больше [частей], в зависимости от количества его имущества.

Затем они кладут самую большую часть его на расстоянии одной мили от города, затем другую, затем третью, пока оно все не будет разложено в пределах одной мили; а последняя часть должна лежать ближе всего к городу, где находится покойник…

Затем все они устремляются к имуществу; тогда человеку, владеющему самым быстрым конем, достается самая первая и самая большая часть; и так одному за другим, пока не возьмут это все; и меньшую часть берет тот, кому достается имущество, [лежащее] ближе всего к городу [к дому. — В.Т.}. И тогда каждый едет своей дорогой с имуществом и может всем им владеть; и поэтому самые быстрые кони там невероятно дороги.

И когда его имущество таким образом разделено, его выносят и сжигают с его оружием и одеждой. И чаще всего его состояние они растрачивают за то долгое время, пока покойник лежит в доме, и тем, что они кладут на дороге, за чем устремляются чужаки и забирают…».

Оказывается, этот обычай пруссы помнили на протяжении многих веков. Одним из важнейших источников по исторической этнографии местных обитателей является представленная в рукописных и печатных вариантах «Судавская книжка», посвящённая различным сторонам духовной жизни части западных балтов эпохи Реформации.

В частности, интерес вызывает обширный экскурс, представленный в этом источники, посвящённых погребальным обычаям:

Der Sudaiter, die itzund Sudawen genannt wеrden, Ceremonien vnd bockheyligen (Sudauerbuchlein) - текст, изданный Иеронимом Малетиусом во второй пол. XVI в.:

«О мёртвых… Если некто заболеет, собирают житель деревни и его друзья некое количество пива, которое ему подносят, когда он умрёт. Тело моют в тёплой купальне (?) или лохани (?), отмывают его начисто и одевают его в белые одежды и в конце концов сажают на стул. При этом наливают ему пива в некий сосуд, именуемый чашей. Один (из участников – Itzlicher) поит мёртвого и говорит (при этом по-прусски) «Я пою тебя, наш друг; почему ты умер? Ты имел свою любимую женщину, свой скот, своих коров, всё было (у тебя)». В итоге пьют на добрую ночь и просят его, чтобы в Ином мире он прилежно приветствовал их братьев-друзей и с ними пребывал, затем они одевают его в его одежды, вешают ему на бок нож, длинный платок (обёртывают) вокруг шеи, кладут ему в кошель деньги.

Когда умирает женщина, на неё одевают венец, или нечто подобное, что они для неё нашли. После этого тело кладут на повозку, друзья едут (верхами) вокруг неё с поднятыми ножами, которыми тыкают в воздух и кричат: «Bereyt, bereyt Pecolle» («Убегай, убегай [её] черт»). Так сопровождают тело до границы деревни, где воздвигнут столб и на который возложен шиллинг. Все, кто на лошадях, скачут к столбу, первый (приехавший к нему) берёт шиллинг. Взяв шиллинг, все скачут к умершей с поднятыми ножами и дубинами и, что повелел один из участников (жрец ?), тыкают ими в воздух и кричат. Когда они опять подходят к granitz (так в тексте – К.В.), три раза объезжают вокруг повозки, молятся и ноют (заунывно поют ?). И воз, и лошадь приносят умершую к могиле. Когда они сюда приходят, тело женщины кладут на плоские носилки (?) и …, и как им положено, сжигают её, как и мужчин. И как им велено (?), сжигают они и тело, как в наши (?) дни находятся их могилы на холмах погружённые в глину, которые могилы они именуют Capernen (не путать с Каупом! – К.В.), они пепел и кости помещают в сосуды, которыми они сопровождают мёртвых».

Первой реминисценцией старых обычаев в погребальной церемонии XVI в. является обёртывание вокруг шеи умершего плитка. Так и в раннеорденское время шеи покойных (как правило – женщин) пруссы обвивали гривнами, свитыми из нескольких бронзовых дротов. Очевидно, этот обычай отражал идею защиты умершего от воздействия недружественных инфернальных сил. Так и в XVI в. пруссы, помня, что шею умершего надо закрыть, обёртывали её платком. Крайне важно упоминание в случае с погребением мужчины сопровождение его в могиле погребальным инвентарём (одежда с её аксессуарами, нож, платок). Этот момент акцентирует явно нехристианский смысл данной погребальной церемонии. Упомянутые составляющие погребального инвентаря использовались эстиями и пруссами при захоронении своих соплеменников на протяжении всего I тыслет. н.э.

Упоминание в тексте XVI в. погребальных скачек несомненно указывает на аутентичность информации, представленной в данном источнике. Ведь его автор, явно очевидец погребальных действий, не будучи знаком с текстом Вульфстана, не мог оттуда почерпнуть информацию об упомянутом уникальном обычае и, следственно, описал реальные события, происходившие в одном из пунктов юго-восточной Балтии на пороге Нового времени.

В начале орденской эпохи оккупационная власть в исторической Пруссии целенаправленно занималась перемещениями различных этнических групп местного населения. Этот феномен нашёл подтверждение в археологическом материале, выявившем погребение ятвяжских (судавского) воинов на самбийских грунтовых могильниках в уроч. Kunterstrauch и Кауп, датированных по нумизматическим находкам кон. XIII в.

Если в IX в. всадник, победивший в похоронных скачках, получал значительную часть имущество погребаемого соплеменника, то в эпоху Реформации призёр в прусских погребальных заездах обогащался лишь на разменную монету в 1 шиллинг. Однако сам факт сохранения на протяжении семи веков конных состязаний в ходе погребальной церемонии свидетельствует о высоком таксономическом значении этого обычая в западнобалтской среде.

Вот что сохранили для нас письменные источники, к сожалению, игнорируемые местными краеведами, фактически заменивших в КО профессиональных историков-медиевистов (за практически полным отсутствием оных).

Полную версию текста см.: Кулаков В.И., 2020. Консервативность черт погребального обряда западных балтов // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, т. 162, кн. 3, Казань: Казанский университет, с. 21-26.

Рисунки:

1. Так видят раннесредневековых воинов судавов/явтвягов современные художники-реконструкторы.
2. Погребение ятвяжского воина в уроч. Kunterstrauch.
3. Погребение ятвяжского воина в уроч. Kl. Kaup.
4. Ятвяжские украшения, найденные на селище-1 Гусев.
5. Ятвяжское городище. Реконструкция Карла Энгеля.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 4 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007