Pagrindinis diskusijų puslapis

Nacionalistas - Tautininkas - Patriotas - Žygeivis - Laisvės karys (Kalba - Istorija - Tauta - Valstybė)

"Diskusijų forumas" ir "Enciklopedija" (elektroninė virtuali duomenų bazė)
Pagrindinis diskusijų puslapis
Dabar yra 12 Geg 2024 19:17

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]




Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 8 pranešimai(ų) ] 
Autorius Žinutė
StandartinėParašytas: 11 Gru 2018 23:38 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina

https://www.facebook.com/groups/1533380 ... up_comment

Kęstutis Čeponis

Еще один вопрос "на засыпку" всем "лицвинистам" и не только им... :

Когда и в каком документе Литовской Державы русинская православная знать была приравнена в правах с литовской католической знатью?

Laimonas Umbrasas

6 мая 1434 года великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович, чтобы добиться поддержки русских православных феодалов (князей, бояр и шляхту), подписал привилей, в котором уравнивал в феодальных правах православных вельмож с литовскими магнатами-католиками.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid ... ater&ifg=1

Тракай, 1434 г. 6 мая. Латинский язык.
Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie

Paveikslėlis

Alboro Komar-Stachowski

Точно не помню...

Привилегии 1434 г.

Могу ашибацца и название не помню.

Ток на основной територии ВКЛ...

Остальные только в 16 в. окончательно.

Kęstutis Čeponis

Виленский привилей 1563 года - окончательно уравнивал в политических правах в первую очередь православную шляхту с католической шляхтой.

Виленский привилей 1563 года ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме.

Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты.

Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года.

Klimovich Dmitry

ЛиетуОвцам пора определяться с ген. линией партии: один слюной бырзгает, что католики были доминантами, другой воет что католиков вечно притесняли.

Kęstutis Čeponis

Католиков в Литовской Державе (в период после крещения языческой Литвы в 1387 г.) притеснять начали только российские (москалистанские) имперские власти, когда оккупировали разные части Литовской Державы в 18 веке.

Затем тоже самое делали и совковые оккупационные власти, пока мы Совок не раздербанили. :)

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 13 Gru 2018 20:50 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Виленский привилей 1563 года - окончательно уравнивал в политических правах в первую очередь православную шляхту с католической шляхтой.

**************************************************************

Виленский привилей 1563 года


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B4%D0%B0

Виленский привилей 1563 года ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме.

Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты. Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года.

Содержание

1 Предыстория
2 Содержание
3 Итоги
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки

Предыстория

Процесс оформления шляхетского сословия Великого княжества Литовского затянулся на десятилетия.

В 1387 году королём польским и великим князем литовским Ягайло издан первый сословный привилей для литовского рыцарства (бояр, шляхты), принявшего католичество по Кревской унии.

Привилей 1387 года освободил литовскую шляхту от государственных обязанностей, оставив за ней лишь воинские повинности и обязанность строительства великокняжеских замков. Этим привилеем утверждались местные территориальные судебные органы.

Нужно учесть, что литовская шляхта составляла около 10 % населения княжества (в тогдашней Франции 1,5 %)[1].

Городельская уния 1413 года имела явный католический характер. Князья и магнаты Великого княжества Литовского как «православные схизматики» не допускались к высшему управлению. Даже на управление воеводствами утверждались только католики.

Таким образом, литовским княжеским родам ничего не оставалось делать, как переходить в польские гербовые братства[2].

При этом Матвей Любавский в своём труде «Литовско-русский сейм» отмечал, что условия Городельской унии не соблюдались, и православные депутаты в сеймах и раде пользовались всеми правами, что и их коллеги-католики[3].

Но ему возразил М. В. Довнар-Запольский, который утверждал, что до середины XVI в. к государственным делам допускались из ВКЛ лишь виленский епископ, виленские воевода и каштелян, трокайские воевода и каштелян и жемайтский староста. И эти люди были вовсе не православными, а католиками[4].

Международные отношения ВКЛ и Польши с соседями были весьма сложные.

В феврале 1563 года русские войска осадили Полоцк. Они взяли в плен до 60 тыс. человек. Большинство из них были проданы в рабство (в Персию и др.), это католики; православных, как «души крещёные», не продавали[5].

На заседание коронного сейма Польши в 1564 году король Сигизмунд Август, известный своей любовью к роскоши, пришёл в скромной шляхетской одежде. Тогда же он отказался от наследственных прав на ВКЛ и передал их Короне.

Сигизмунд Август, отказавшись от польской короны, с удовольствием ограничился бы наследственной короной великого князя литовского, и поэтому тайно противился литовско-польскому объединению, срывая при помощи Николая Радзивилла Рыжего этот вопрос на коронных сеймах 1548 и 1550 гг.[6].

А в ВКЛ, между тем, ширился протестантизм, что не могло не беспокоить Польшу[7].

Участились набеги татар на ВКЛ. Это ещё одна из причин Виленского привилея.

На вальном сейме 1563 года литовская шляхта подала великому князю ходатайство: «іж бы прысега шляхетского і посполітого человека не на образ малёваный ані рытый, яко первей была, але на імя Бога в Тройцы едного каждый подлуг веры своё закону хрыстіянского прысегал».

Одновременно они во главе с Николаем Радзивиллом Чёрным «одностайне білі чолом», против статьи Городельского привилея 1413 года, запрещавшую православным занимать высшие государственные должности[8].

Содержание

Привилей издан на западнорусском (старобелорусском) языке, по единогласной («одностайне») просьбе шляхетских депутатов из-за того, что некоторые статьи «потребуют ь ширшого объясненья ку латвейшему вырозуменью».

Привилей окончательно уравнивал в политических правах в первую очередь православную шляхту с католической шляхтой.

В тексте привилея означалось, что ограничительные статьи Городельского привилея 1413 года утрачивают свою силу.

Подчёркивалось также, что шляхта православного вероисповедания и раньше заседала в панах-раде при предках Сигизмунда Августа.

Согласно привилею, все представители шляхетского сословия «як Литовского, так и Русского народу одно бы веры хрестьянское» на вечные времена пользуются всеми вольностями шляхетского сословия, с правами занимать все должности земские и дворные, заседать в панах-раде: «Потому все другие сословия рыцарского и шляхетского, как литовского, так и русского народа, только бы были веры христианской… на должности дворные и земские, не только подданные костелу Римскому, с этого времени выбраны и назначены быть могут, но одинаково и равно все рыцарского сословия из народа шляхетского люди веры христианской, как Литва, так и Русь, каждый согласно достижениям и заслугам своим, от нас, великого князя, на посты высокие служебные и на другие посты по воле нашей могут назначаться…»

Итоги

Виленский привилей, отменив жёсткие статьи Городельского привилея, сделал литовскую шляхту приверженицей будущей Брестской унии.

Этот вопрос поднимал русский историк В. И. Пичета[9].

В. О. Ключевский пишет: «Сигизмунд-Август, мягкий и праздный гуляка, воспитанный среди новых веяний, насколько ему позволяло государственное его положение, даже покровительствовал новым учениям, сам выдавал для чтения протестантские книги из своей библиотеки, в придворной церкви допускал проповеди в протестантском духе; ему было все равно при выезде из дворца в праздник, куда ехать, в костел или в кирку. Покровительствуя протестантам, он благоволил и к православным; постановление Городельского сейма, запрещавшее православным занимать государственные и общественные должности, он в 1563 г. разъяснил так, что разъяснение было равнозначительно отмене. С ослаблением католической пропаганды, которую поддерживали прежние короли, православное население Литвы перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству. Этот поворот в народном настроении и сделал возможным продолжение политической унии Литвы с Польшей»[10].

В раде ВКЛ после привилея остались лишь два католика: епископы виленский и жамойтский, их присутствие там было закреплено статутом ВКЛ, все же остальные члены рады были евангельские христиане.

Среди последних были воевода трокский Стефан Збаражский, воевода витебский Станислав Пац, воевода новогрудский Павел Сапега, воевода смоленский Василь Тышкевич, воевода мстиславльский Юрий Остик, воевода минский Габриель Горностай, каштелян трокский Остафий Волович, маршалок земский Ян Ходкевич, каштелян полоцкий Юрий Зенович и др[11].

См. также

Трокский привилей
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0%B5%D0%B9

Примечания

↑ Георгий Галенченко. «Шляхетская демократия» в Великом княжестве Литовском
http://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-33.html
↑ Akta unii Polski i Litwy, nakładem S. Kutrzeba, W. Semkowicz. ― Kraków 1932, ss. 56 — 58
↑ Любавский М. К. Очерк истории литовско-русского государства до Люблинской унии включительно. ― СПб., 2004. — C. 91, 106, 135—139.
↑ М. Довнар-Запольский. Спорные вопросы в Истории Литовско-Русского сейма Матвея Любавского // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1901. Октябръ. — С.-Петербургъ, 1901. — С. 454—498
↑ Генрих Штаден. Записки о Московии: В 2-х тт. — М.: Древлехранилище, 2008. Т. 1: Публикация; — М.: Древлехранилище, 2009. Т. 2: Статьи и комментарии
↑ Sucheni-Grabowska A. Spory krolow ze szlachta w zlotym wieku. ― Krakow, 1988. S. 39
↑ Реформация в Беларуси
↑ Леонтович Ф. Рада великих князей Литовских // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1907, сентябрь, с. 137
↑ В. И. Пичета. Литовско-польские унии и отношение к ним литовско-русской шляхты // Сборник статей, посвященных В. О. Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия профессорской деятельности в Московском университете. ― М., 1909
↑ В. О. Ключевский. Лекция XLV
↑ Halecki O. O początkach parlamentaryzmu litewskiego // Sprawozdania z czynności i posiedzeń Akademii Umiejętności w Krakowie. — T. 20. — Nr 8. — Sierpień — wrzesień — październik, 1915

Литература

Грыцкевіч А. Дзяржаўны і палітычны лад // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 42-46. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4
Гудавичюс Э. С. История Литвы с древнейших времен до 1569 г. / Пер. Г. И. Ефремова. — М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 2005.
Любавский М. К. К вопросу объ ограничении политических правъ православныхъ князей, панов и шляхты в великом княжестве Литовском до Люблинской унии // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому. — М., 1909. — С. 1-18.
Вішнеўскі А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Вучэб. дап. — Мн. 2003.
Доўнар-Запольскі М. В. Асновы дзяржаўнасці Беларусі. — Мн. 1994.
Пазднякоў В. Соймы ВКЛ 1440—1568 і Рэчы Паспалітай 1569—1793 // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 611—614. — 788 с. — ISBN 985-11-0378-0
Юхо Я. А. Крынiцы беларуска-литоўскага права. — Мн., 1991.
Chodynicki K. Geneza równouprawnienia schyzmatyków w Wielkim Ks. Litewskim, Stosunek Zygmunta Augusta do wyznania grecko — wschodnego // Przegląd historyczny — 2. Ser. II. — Kraków, 1913/14/. S. 1-81
Kiaupa Z., Kiaupiene J., Kuncevičius A. Historia Litwy. Od czasów najdawniejszych do 1795 roku. Wydawnictwo Naukowe PWN, 2008, s. 176—178. ISBN 9788301151904
Kutrzeba S. Unia Polski z Litwa // Polska i Litwa w dziejowym stosunku. ― Warszawa, Lublin, Lodze, Krakow. 1914.

Ссылки

Изборник: Виленский привилей 1563 года
Гісторыя Беларусі ў дакументах і матэрыялах. Т. 1. IX—XVIII ст. / Склалі: акадэмік В. К. Шчарбакоў, дацэнт К.І.Кернажыцкі і вучоны археограф Д.І.Даўгяла. Менск, 1936
CONSTITUTIONAL DEVELOPMENTS 1180—1572
Беднов В. А. Православная церковь в Польше и Литве

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 01 Rgp 2019 20:59 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
"Прывілеем 1434 г. вялікага князя Жыгімонта Кейстутавіча «руская» знаць дамаглася саслоўнай роўнасці з католікамі".

6 мая 1434 года великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович, чтобы добиться поддержки русских православных феодалов (князей, бояр и шляхты), подписал привилей, в котором уравнивал в феодальных правах православных вельмож с литовскими магнатами-католиками.

Однако только Виленский привилей 1563 года окончательно уравнивал в политических правах православную шляхту с католической шляхтой.

Именно поэтому 16 век - это уже загнивание Литовской Державы, напрямую связанное со славянизацией литовской знати и воцарением в Литовской Державе славянского (польского) бардака.

А в Московии в это время на оборот - внедрялся все глубже железный татарский "орднунг" - поэтому до сих пор там правят азиопские цари-ханы.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 19 Rgs 2019 16:41 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Литовская Держава была создана примерно в 8-9 веках - и именно поэтому ни хазары, ни авары (обры), ни варяги-рус не смогли литовские земли завоевать (как и монголы в 13 веке) - хотя все другие территории вокруг Литвы они захватили.

И только через 6 веков - 6 мая 1434 года великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович, чтобы добиться поддержки русских православных феодалов (князей, бояр и шляхты), подписал привилей, в котором уравнивал в феодальных правах православных вельмож с литовскими магнатами-католиками.

Однако только Виленский привилей 1563 года окончательно уравнивал в политических правах православную шляхту с католической шляхтой.

Виленский привилей 1563 года ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме.

Привилей был принят в форме парадной жалованной грамоты.

Вошёл как преамбула в Статут Великого княжества Литовского 1566 года.

------------------------------------------------------------------

Об этнической принадлежности политической элиты Литвы


Ipolitas Stonys pasidalino nuoroda grupėje ЛИТВИНЫ

Белорусский историк, кандидат исторических наук, специалист по генеалогии знатных родов и образованию Великого княжества Литовского В.Л. Носевич ещё в 1998 году обратил внимание на этническое происхождение политической элиты ВКЛ.

Общеизвестно, что за всю более чем 300-летнюю историю княжества (до 1569 года) среди великих князей литовских не было ни одного представителя русской народности (то есть ни одного восточного славянина), за исключением Шварна Даниловича, галицко-волынского князя.

Но то, что касается этнической принадлежности политической элиты, остаётся малоизвестным для широкой публики. Многие всё ещё живут романтическими легендами о "вялікай магутнай беларускай дзяржаве, дзе летувісы былі дзікімі жамойтамі".

По подсчётам Носевича, согласно переписи войска ВКЛ 1528 года, из 41 самого богатого рода литовскими были 21, а русскими - около 17 (из них "белорусскими" были только 7, а "украинскими" - 10).

Причём, самыми богатыми были литовцы, а 7 условных "белорусских" родов не достигают по богатству и первой двадцатки. Напомним: около 8/10 населения ВКЛ составляли восточные славяне.

-------------------------------------------

https://www.litviny.net/104710851072109 ... 21103.html

Калі зірнуць у гістарычнай перспектыве, то вышэйшую ў свецкай дзяржаўнай ерархіі пасаду віленскага ваяводы з моманту яе ўвядзення ў 1413 г. і на працягу двух наступных стагоддзяў (да 1616 г.) займалі 15 асобаў, якія належалі да 5 альбо 6 родаў. З іх толькі этнічнае паходжанне продкаў Я. Глябовіча, які быў віленскім ваяводам з 1542 па 1549 г., можа выклікаць сумненні. Усе ж астатнія (Манівіды, Даўгірды, Гаштаўты, Кезгайлы, Радзівілы і іх адгалінаванне Судзімонты) мелі бясспрэчна літоўскае паходжанне. На другой па значэнні пасадзе віленскага кашталяна з 1413 па 1511 г. пабывалі 10 прадстаўнікоў усё тых жа 5 родаў і яшчэ аднаго таксама літоўскага – князёў Гальшанскіх. Толькі потым у эліту прабіўся першы прадстаўнік славянскага рода – славуты палкаводзец князь К. Астрожскі, прычым у вачах віленскага ваяводы А. Гаштаўта ён назаўсёды застаўся "чалавекам новым, подлай кандыцыі, русінам". У далейшым віленскімі кашталянамі з 1522 да 1559 г. былі яшчэ 3 прадстаўнікі таго ж вузкага кола арыстакратаў. Аналагічная карціна назіраецца і ў адносінах да пасадаў троцкага ваяводы і кашталяна (трэцяй і чацвертай у ерархіі)".

Источник: Насевіч В.Л. Пытанняў больш, чым адказаў. Беларускі гістарычны агляд. Т. 5. Сш. 1 (8). Мінск, 1998. С. 210 – 226.

----------------------------------

Об этнической принадлежности политической элиты

Белорусский историк, кандидат исторических наук, специалист по генеалогии знатных родов и образованию Великого княжества Литовского В.Л. Носевич ещё в 1998 году обратил внимание на этническое происхождение политической элиты ВКЛ.

Общеизвестно, что за всю более чем 300-летнюю историю княжества (до 1569 года) среди великих князей литовских не было ни одного представителя русской народности (то есть ни одного восточного славянина), за исключением Шварна Даниловича, галицко-волынского князя.

Но то, что касается этнической принадлежности политической элиты, остаётся малоизвестным для широкой публики. Многие всё ещё живут романтическими легендами о "вялікай магутнай беларускай дзяржаве, дзе летувісы былі дзікімі жамойтамі".

По подсчётам Носевича, согласно переписи войска ВКЛ 1528 года, из 41 самого богатого рода литовскими были 21, а русскими - около 17 (из них "белорусскими" были только 7, а "украинскими" - 10).

Причём, самыми богатыми были литовцы, а 7 условных "белорусских" родов не достигают по богатству и первой двадцатки. Напомним: около 8/10 населения ВКЛ составляли восточные славяне.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 01 Spa 2019 22:05 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Martin Blum

Modestas Gendvilas, я не читаю русских, вообще. Никаких. Это мое мнение.

Я высказывался за то, чтобы объединится и быть вместе как за историю, так и в реальности.

Но у вас великие «историки», участники группы и т. д. хотят быть единоличными наследниками ВКЛ, но так не получится.

Я принял ваши правила игры.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

---хотят быть единоличными наследниками ВКЛ, но так не получится.----

Не надо перебарщивать...

Если говорить именно о временах ВКЛ (то есть начиная примерно с 1430-1450 г.), то прекрасно известно, что православная знать там постепенно получала такие же права, как и католическая знать.

И участвовала в управлении государства.

По крайней мере до серьезной полонизации шляхты в 17 веке и захвата Украины Московией, после польских потугов приструнить знать православных казаков.

Jan Leonowicz

Kęstutis Čeponis - Žygeivis, уж извините, но католицизм насаждали и католическую шляхту в правах возвышали мои предки поляки. Литва тут как раз ни при чём.

Первым проводником этого влияния был ставший королем Польши Ягайло. Вспомните, как на это отреагировал его брат Свидригайло. Гражданская война — помните?

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Да, и с этим никто не спорит. :)

Йогайла фактически отказался от своих предков, и стал монархом чужого государства.

В итоге "польская вошь за несколько веков высосала всю кровь у литовского зубра".:(

Paveikslėlis

И причина ведь тоже известная - это Орден крестоносцев, с которым одной Литве уже не хватало сил бороться и его прикончить.

Однако, вспомним, а кто же позвал в пруские земли Орден крестоносцев?

Jan Leonowicz

Kęstutis Čeponis - Žygeivis, нравится вам это или нет, но балтского происхождения шляхта сначала была русифицирована, а потом полонизирована.

Сами балтские языки не имели никакого статуса и никакого распространения.

Несколько спасло положение лишь впоследствии распространившихся среди шляхты увлечение латынью, опять-таки пришедшее через Польшу.

Тогда и появился интерес к «остаткам латыни, ещё слышным в народе», сформировались легенды о патриции Либоне (Палемоне) и так далее.

Так был заложен фундамент того самого сформировавшегося впоследствии «романтического литвинизма», чьим проводником был Мицкевич.

----------------------------------------

И орден Крестоносцев, и угрозы со стороны Орды — там был целый набор факторов, подталкивавших к Унии.

По итогу та же Люблинская уния была уже следствием войны с Московией.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Насчет повальной славянизации литовской шляхты, то это не так - даже в 19 веке еще около половины шляхты, особенно мелкой, говорила на литовском языке, или знала его.

В Литовской Тарибе, провозгласившей 16 февраля 1918 г. Восстановление Литовской Державы, а затем и Литовского Королевства, из 20 ее членов пятеро были из древних знатных шляхетских семей.

****************************************************

Laimonas Umbrasas‎
ЛИТВИНЫ


Литовская знать быстро воспринимала русскую культуру, но не политические взгляды.

Термин "Литовско-Русское государство", принятый Любавским, - плод воздействия царской цензуры, которая запрещала в печати использовать название Великое княжество Литовское.

Любавский поддержал в науке установку имперской пропаганды, согласно которой Литовское государство возникло как дело русинов, которые цивилизовали диких литовцев.

Однако фактом является то, что Литовское государство было делом могучей военной организации литвинов.

В титуле Гедимина и его наследников слова "великий князь русский" означали лишь претензии на правление всей Русью (см. Письмо Ольгерда к римскому императору Карлу IV).

http://history.org.ua/JournALL/ruthenica6/9.pdf

Вотчыны буйнейшых літоўскіх баяраў (адзначаны ♦) у канцы 14 ст. (паводле Р. Пятроўскага)

https://www.facebook.com/photo.php?fbid ... ater&ifg=1

Paveikslėlis

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 03 Gru 2019 22:59 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis - Žygeivis

----Оказывается калбасном ВКЛ и беларусы даже где-то мелькали???!!!----

Вот именно - мелькали... :)

Несколько имен людей, которых можно назвать беларусами (хотя в то время никто их так не называл).

А остальные (знать Литовской державы в 16-18 веках) были или славянизированные литовцы (потомки язычников литовцев), или поляки.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 16 Gru 2019 18:28 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Знать Литовской Державы никогда не говорила на беларусском языке - ни в 16-18 веках во времена ВКЛ, ни тем более в 11-15 веках - во времена Литовского Королевства и Литовской Империи.

А именно знать в то время и было государствообразующей основой.

И знати было до лампочки на каких языках говорят их смерды и холопы.

Алесь Касач

Каралі РП швед Ж. Ваза, француз Г. Валуа, венгр С. Баторый размаўлялі на сааіх родных неславянскіх мовах.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
StandartinėParašytas: 15 Bal 2020 16:34 
Atsijungęs
Svetainės tvarkdarys
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: 05 Spa 2006 01:16
Pranešimai: 27145
Miestas: Ignalina
Liubov Zubarevich

Перестаньте называть себя единственными приемниками ВКЛ и тогда вопрос литвинизма у белорусов отпадет сам собой.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

Мы никогда и не называем себя единственными приемниками ВКЛ.

Другое дело, что ВКЛ - это период тысячелетней истории Литовской Державы только с первой половины 15 века по 18 век.

Не забывайте и то, что только 6 мая 1434 года великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович, чтобы добиться поддержки русских православных феодалов (князей), подписал привилей, в котором уравнивал в феодальных правах православных вельмож с литовскими магнатами-католиками.

Однако только Виленский привилей 1563 года ― законодательный акт, изданный королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом 7 июня 1563 года на Виленском сейме, окончательно уравнивал в политических правах православную шляхту с католической шляхтой.

А Литовское Государство появилось еще в 6 веке нашей эры, как показывает письмо Кассиодора от имени короля остготов в Риме Теодорика королю айстиев (около 523–526 гг.), в котором тот благодарит его за янтарь, присланный Теодорику.

Создатели Литовской Державы - литовцы, а намного позже были присоединены предки беларусов, украинцев, молдаван, латгалов, части русских, татар и караимов, а также карелов...

(Первым стал литовский князь Наримонт, который правил в Кореле с 1346 г.. С 1383 по 1386 гг. Корелой правил сын Наримонта – Патрикий.

В 1389 г. в Новгород прибыл литовский князь Лингвен из рода Гедеминасов. Лингвен принял православие и имя Симеон. Симеон, с небольшим перерывом, управлял Корельским уездом до 1412 г.

С 1438 г. по 1444 гг. Корельским уездом правил сын Симеона – Юрий.

С 1444 по 1458 гг. Корельский уезд был отдан в правление королю литовскому и польскому – Казимиру.

С 1458 по 1471 гг. – снова правил Юрий.)

Просто вы не должны забывать, что Литовская Держава более 300 лет была самой большой империей в Европе - и в ней проживало множество самых разных этносов.

Liubov Zubarevich

Белорусы не "разные" этносы в ВКЛ. Наши народы жили бок о бок.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

А латгалы, к примеру, о "чей бок" жили? :)

Или те же украинцы?

Не забывайте, что вся Украина была до 1569 г. частью Литовской Державы - и до сих пор в Украине сохранилось множество литовских крепостей.

Добавлю, что, к примеру, из караимов и литовских татар состояла личная охрана Витаутаса.

И жили они на самом деле бок о бок с литовцами в Тракай и других крепостях Литвы.

Liubov Zubarevich

Kęstutis Čeponis - Žygeivis, у вас такой же комплекс маленькой нации. Для того чтобы себя возвеличить, нужно опустить соседа.

Kęstutis Čeponis - Žygeivis

На самом деле это вы постоянно пытаетесь выпячивать свою роль в Литовской Державе.

Однако факты показывают, что, к примеру, украинцы, играли значительно большую роль чем беларусы.

И в военном смысле, и в экономическом, и тем более в территориальном, защищая границы Литовской Державы со степью и Крымским ханством, а также и с Венгрией, позже с турками...

Ведь и Речь Посполита окончательно ослабела и была развалена именно тогда, когда украинцы приняли сторону Москвы - из за дебильных устремлений Польши отнять землю у казачьих атаманов, при том еще объясняя это не желанием украинской знати принять католичество.

Об этнической принадлежности политической элиты Литвы


Ipolitas Stonys pasidalino nuoroda grupėje ЛИТВИНЫ

Белорусский историк, кандидат исторических наук, специалист по генеалогии знатных родов и образованию Великого княжества Литовского В.Л. Носевич ещё в 1998 году обратил внимание на этническое происхождение политической элиты ВКЛ.

Общеизвестно, что за всю более чем 300-летнюю историю княжества (до 1569 года) среди великих князей литовских не было ни одного представителя русской народности (то есть ни одного восточного славянина), за исключением Шварна Даниловича, галицко-волынского князя.

Но то, что касается этнической принадлежности политической элиты, остаётся малоизвестным для широкой публики. Многие всё ещё живут романтическими легендами о "вялікай магутнай беларускай дзяржаве, дзе летувісы былі дзікімі жамойтамі".

По подсчётам Носевича, согласно переписи войска ВКЛ 1528 года, из 41 самого богатого рода литовскими были 21, а русскими - около 17 (из них "белорусскими" были только 7, а "украинскими" - 10).

Причём, самыми богатыми были литовцы, а 7 условных "белорусских" родов не достигают по богатству и первой двадцатки. Напомним: около 8/10 населения ВКЛ составляли восточные славяне.

-------------------------------------------

https://www.litviny.net/104710851072109 ... 21103.html

Калі зірнуць у гістарычнай перспектыве, то вышэйшую ў свецкай дзяржаўнай ерархіі пасаду віленскага ваяводы з моманту яе ўвядзення ў 1413 г. і на працягу двух наступных стагоддзяў (да 1616 г.) займалі 15 асобаў, якія належалі да 5 альбо 6 родаў. З іх толькі этнічнае паходжанне продкаў Я. Глябовіча, які быў віленскім ваяводам з 1542 па 1549 г., можа выклікаць сумненні. Усе ж астатнія (Манівіды, Даўгірды, Гаштаўты, Кезгайлы, Радзівілы і іх адгалінаванне Судзімонты) мелі бясспрэчна літоўскае паходжанне. На другой па значэнні пасадзе віленскага кашталяна з 1413 па 1511 г. пабывалі 10 прадстаўнікоў усё тых жа 5 родаў і яшчэ аднаго таксама літоўскага – князёў Гальшанскіх. Толькі потым у эліту прабіўся першы прадстаўнік славянскага рода – славуты палкаводзец князь К. Астрожскі, прычым у вачах віленскага ваяводы А. Гаштаўта ён назаўсёды застаўся "чалавекам новым, подлай кандыцыі, русінам". У далейшым віленскімі кашталянамі з 1522 да 1559 г. былі яшчэ 3 прадстаўнікі таго ж вузкага кола арыстакратаў. Аналагічная карціна назіраецца і ў адносінах да пасадаў троцкага ваяводы і кашталяна (трэцяй і чацвертай у ерархіі)".

Источник: Насевіч В.Л. Пытанняў больш, чым адказаў. Беларускі гістарычны агляд. Т. 5. Сш. 1 (8). Мінск, 1998. С. 210 – 226.

_________________
Tautos jėga ne jos narių vienodume, o vienybėje siekiant pagrindinio tikslo - Tautos klestėjimo.


Į viršų
 Aprašymas Siųsti asmeninę žinutę  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 8 pranešimai(ų) ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos [ DST ]


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 3 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
Powereddd by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007